Модус существования империиКниги / Архитектура имперского Киева / Модус существования империиСтраница 1
В чем существо империи, как она реализует себя и какими в связи с этим становятся ее внешние формы, ее стиль?
Модус существования империи — постоянная борьба за свой универсум, за его воплощение, инкарнацию в единое всеобъемлющее тело. Таким предельным телом в Новое время вплоть до начала XX века было государство. Но мир государства — действительная множественность. Поэтому и империй-государств много: Испанская, Французская, Австрийская, Германская, Российская, Британская и прочая, прочая . Это — воплощенный плюриверсум.
Империи строились на волне новых освященных идеологий, как правило, опиравшихся на корневую религию. Универсальность имперской идеологии вскоре оборачивалась универсумальностью, стремлением к всеединству. И империя рядится в характерные одежды, не взирая на народы, ее населяющие, и на исходную религию в ее основании. Одежды эти, что особо проявлено в архитектуре, претендуют на вневременной абсолют, они предельны и универсальны во всем. Универсальность достигается унификацией, а абсолют ищется в языческой античности. Формы жизни ранжируются и получают общий порядок — ордер.
Распространение на внешний мир, расширение пределов, присоединение народов мыслится в империи не захватом, а замирением пространств. Чаемая беспредельность трагически не стыковалась с реальной предельностью государств Нового времени. Государства-империи со своими идеологиями, как жернова, перетирали народы. Охваченные несколькими, хотя бы двумя, имперскими идеологиями, страны попадали в геополитическую мельницу или, как минимум, оказывались в положении выбора. Такова судьба Украины, вкусившей от двух имперских идеологий — православия и католицизма.
Переяславская Рада не была самым решающим моментом в судьбе юго-западной Руси, а скорее — внушительным эпизодом в столетнем балансировании Украины меж трех огней: Польшей, Турцией и Московией. Переломным для Киева стал 1686 год, когда город окончательно вышел из-под польского протектората. Речь Посполитая перешагнула пик державного могущества, тщась удержать dwa morza. Польский король Ян Собеский уже не смог выдерживать нарастающего давления Османской империи и пошел на заключение "Вечного мира" с Россией, где к этому времени на престол взошел Пётр Алексеевич (он же Пётр I Великий).
Извечное балансирование продолжил Иван Мазепа, отстаивая укорененность Украины в православном христианстве. Однако Московии удалось реализовать идеологические претензии православия на Восточно-Римскую империю, отвоевав выходы к северному и южному морям Европы. И дело тут не в "предательстве" Мазепы, который и само православие любил по-европейски (даже схема его храмов напоминала костелы), а в неистовости Петра, посягнувшего на империю. В итоге разрушение Запорожской Сечи при Полтавском сражении превратило Киев из возможной европейской столицы в реальную имперскую провинцию.
Ништадтский мир стал заключительной иллюминацией еще со времен Ивана Грозного нагнетаемого Москвою великодержавного решения: 21 октября 1721 года Пётр 1 провозгласил новую империю.
Воплощенным выражением всеобщего порядка империи становится античная тога Академии, еллинская "лаврушка" Героя и римский Ордер. Селения же расчерчены поверх старых закоулков четкой геометрической сеткой "в соображении регул ярства". Строения скупы, ранжированы и одеты ордером. Быт украшен строгими бюстами