Архитекторы барокко XVII —XVIII вв.Книги / Архитектура имперского Киева / Архитекторы барокко XVII —XVIII вв.Страница 1
осип старцев
ГЕТМАНСКИЕ СОБОРЫ
стефан ковнир
ЗОДЧИЙ ЛАВРЫ
Осип (Иосиф) Дмитриевич СТАРЦЕВ
каменных дел мастер (1650-е, Архангельск — ок. 1720, Москва)
• Родился в семье зодчего каменщика Дмитрия Михайловича Старцева
• Работал и обучался ремеслу у отца на строительстве больших гостиных дворов в Архангельске (1668—1670-е) • На государевой службе при московском дворе (с 1670-х) • Первая самостоятельная работа в качестве подмастерья Приказа Каменных дел — кровля здания Казенного двора в Московском кремле (1676) • Участие в звании мастера каменных дел во дворцовом строительстве царя Федора Алексеевича, реконструкция церквей при Теремном дворце, т.наз. Верхоспасского собора, в кремле (1676—1682) • Ведущее положение в Приказе Каменных дел, участие в широком строительстве царевны Софьи (1680-е) • Работы в разных городах России в связи с новым строительством Петра 1 (1690- 1700-е) • По просьбе Ивана Мазепы командирован государевым Приказом Каменных дел в Киев для возведения больших "гетманских" соборов Братского Богоявленского и Велико-Никольского (1690—1695)
• Работы с перерывами в Москве (1692—1698) • Строительство Крутицкого теремка на Архиерейском подворье совместно с Л.Ковалевым, Земского приказа, а также реконструкция Посольского и Малороссийского приказов в кремле, церковь в Узком. Городовое дело и возведение Вознесенского собора в Смоленске (1693) • Возобновление крепости Казыкермен в низовьях Днепра (1696—1697) • Руководство сооружением доков в Таганроге (1702)
• Каменные работы с архит. И.Устиновым в Москве (1711) • Окончание церкви Николы у Таганских ворот (1712) • С запрещением Петром I любого каменного строительства вне пределов С.-Петербурга отошел от дел, постригся в монахи в одном из московских монастырей (после 1714)
ГЕТМАНСКИЕ СОБОРЫ
Киев XVII века, как и вся Восточная Европа, еще не имел своих архитекторов. Каменное строительство велось мастерами каменных дел, которые работали в своеобразных артелях, сезонно, и возводили сооружения по месту, не составляя предварительного проекта, а ориентируясь на образцы и учитывая требования заказчика. Чаще всего оставались известными имена меценатов, попечителей, князей и патриархов, крупных хозяев, вкладывавших средства в строительство, имена заказчиков дорогих каменных зданий. Примером тому — возобновление киевских храмов митрополитом Петром Могилой. Не удивительно, что первые имена архитекторов, в европейском смысле профессии как деятельности отчужденной от собственно стройки, принадлежат итальянцам. Это создатель Успенского собора в Москве Аристотель Фьораванти и в Киеве — Себастьяно Браччи, поновивший по поручению магистрата древнюю подольскую церковь Богородицы Пирогощей в 1613 году.
Архитектура еще не получила своего имени и растворена в народе: "В той час, як на Захода а надто в 1тали, особиста вдача бущвнй-чого, його художня індивідуальність вельми рано виступає на перший план — українське мистецтво, та i взагал1 мистецтво Сущно! Европи, довго i довго ще зостаеться продуктом творчости народным, носить на co6i печать простого та нехитрого народного смаку".
Потому в превосходной степени для Киева значимо творчество Осипа Старцева, одного из первых отечественных мастеров, начавших строить в европейской манере и оставивших для истории свое имя. Его почерк индивидуален.
Старцев был ярким представителем новой архитектуры, барокко: ярусные композиции фасадов, большие бесстолпные залы, узорчатое понимание декора. К архитектурным вершинам Старцева принадлежит Верхоспасский собор Московского кремля. Три храма над Теремным дворцом были объединены им в один блок мощным карнизом с частым ритмом арочных окон и увенчаны одиннадцатью главами. Эти-то купола и создали одно из самых завораживающих, мистических обличий православной церкви: расположенные по схеме спаренных пятиглавых храмов, позлащенные главы на высоких "шеях" образовали настоящий барочный лес колонн, постоянно перемежающий свет и меняющий сочетания. В отличие от лаконизма и монолитности шатровых церквей возникло многообразие ракурсов, узорочье цветной керамики и та сложность пространства, которые и отличают барокко от предшествуюшего строя. Здесь впервые у каменных дел мастера появились переосмысленные ордерные элементы в декоре "по образцу старца Ипполита" — дворцового резчика.
13 Военно Никольский собор (сегодня территория пл. Славы), 1790-95 годы. Фотолитография С.В.Кульженко, 1900-е годы.
Как барочный мастер, Осип Старцев легко переходит в новое, усваивает изысканное и живописное. Он связывает, подчиняет общей композиции, создает по-барочному единую картину. Свидетельством тому киевские соборы.