Архитекторы классицизма XIX вв.Книги / Архитектура имперского Киева / Архитекторы классицизма XIX вв.Страница 2
А. И. Меленский стал одним из первых "городовых архитекторов" Киева, создал здесь чертежную — центр архитектурной работы на протяжении столетия. Классическую школу он нес на себе. В этом была ее чистота и внеположенность городу. Как в архитектурных прописях Альберти, он первым делом поставил у Крещатого ручья дидактическую колонну-памятник. Колонну с сильным силуэтом при показной (или кажущейся) архаичности. В этой работе он достиг того простого совершенства, которое впоследствии так и не смог превзойти. Тротуарная плитка 40х40 в москве сравнить цены плитка тротуарная 40х40 цена.
В исполнении Меленского русский классицизм, привыкший распластываться на петербургских набережных, не спорил с киевским пейзажем, будучи стилем строгим и сдержанным. Понимая особенности барочной структуры города, архитектор нашел выход из казалось бы неразрешимого положения, избрав "закрытую" манеру. Его как правило небольшие сооружения встраивались в городскую декорацию, не разрушая сложное органическое целое. Вздыбленный городской ландшафт легко принял их закругленные формы, не пластающие и расширяющие, но собирающие объем в себе. Его "точечные" строения, напоминая выразительные радиусы Григоровича-Барского, всегда заметны в холмистой строительной толчее. Церкви-ротонды на Аскольдовной могиле, на Почтовой площади и во Флоровском монастыре стали действительными шедеврами Киева.
Чувство древнего города было продемонстрировано и в планировочных работах зодчего. Разбивками новых районов он начал "склеивание" отдельных частей Киева, наметив новый центр города — Крещатик. Но неосуществленный проект Подола — его лучшая планировка: черты классицистического плана переплетались с барочной многолучевой композицией, а перспективными доминантами служили сохранившиеся после пожара каменные церкви. По красоте и изяществу решения этот план считается одним из лучших в градостроительстве классицизма.
22. Проект перепланировки Подола А. И. Меленского, 1811 год (реконструкция автора).
Киево-Подол занял особое место в судьбе А. Меленского. Здесь он много строил, руководил послепожарной реконструкцией. Из документов известно о его непрерывных подольских хлопотах. Комиссия по отстройке отводила участки с условием каменного строительства в ближайшие пять лет, и когда после всех сроков даже на Большой Александровский стояли деревянные лавки, только городской архитектор обеспокоился тем, что "оные балаганы еще и по сие время не уничтожены". Он же вскоре ходатайствовал о разрешении деревянного строительства из-за несостоятельности подолян, обосновывая это "слабыми грунтами", — из камня строили "только казна и отдельные зажиточные".
На Подоле Андрей Иванович прожил большую половину своей жизни. На Подоле он второй раз женился на Пелагее Ивановне Ляшкевичевой. На Подоле, на старой Олеговой могиле был похоронен.
Как ни странно, но об архитекторе такого класса, как АИ.Мелен-ский, до последнего времени не было монографий и специальных исследований. Наиболее же вразумительным обзором его творчества является двустраничная статья Н.В.Холостенко, посвященная 180-летию зодчего, в ежемесячнике "Вестник Академии архитектуры УРСР" (1947, № 1).
23. Колокольня Братского монастыря на Александровской площади (ныне Контрактовая пл.). Фото из архива НИИТИАГ, 1920-е годы.
ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ В КИЕВЕ
1799—1800-е — Проекты и постройки на допожарном Подоле:
— строительство Покровской улицы: Контрактовый дом в усадьбе № 2/4 по проекту архит. А.Едцезина (1799-1802). реконстр. (1819); церковь Николая Доброго (1801-1807), реконстр. (1822); усадьба № 8 купца Н. Сухоты (1804); дом N 5 ювелира С.Стрельбицкого (1808);
— планировка Житноторжской площади (1800);
— Рождественская церковь на Почтовой пл. (1810—1814).
1800-е — Планировка Крещатика:
— разбивка участков под застройку (1803);
— возведение первого городского театра в усадьбе № 2 (1804).
1802—1808 — Памятник-колонна в честь возвращения Киеву магдебургского права, или Нижний памятник Св. кн. Владимиру.