«От Адама до Гостомысла»Книги / Киевская Русь. Страна, которой никогда не было?: легенды и мифы / «От Адама до Гостомысла»Страница 3
В 2747 году от сотворения мира Танаузий, или Таргитай, царь гетоскифов, сын Юпитера и дочери реки Борисфен, прогнал Везора, египетского царя, из Оказии до самого Нила, и хотя египетские болота помешали ему идти дальше, однако он в течение многих лет заставлял большую часть Азии платить ему дань. Сыновья этого Танаузия — Липоксайс, Арпоксайс и Калаксайс — разделили царство между собою, и во время их царствования, говорят, упали с неба золотые пылающие плуг, секира и чаша, которые впоследствии постоянно глубоко чтились у скифов. В это же время приблизительно, когда тщетные усилия Троянской войны и безрассудный поход аргонавтов неустанно волновали честолюбивой борьбой столь многие племена, говорят, готоскифские цари близ Понта — Сагилл (или Апенон), Пенаксагор, Телеф и Евтифил — вместе с амазонками оказывали помощь Трое.
Тогда же, говорят, в Скифии начальником готов был философ Зевт, преемником коего в деле преподавания наук был немного спустя Дикиней. Кроме того, в это же приблизительно время, говорят, и Агафирс, Гелон и Скиф, сыновья Геркулеса, основали колонию в Сарматии, и знаменитая волшебница Цирцея вышла замуж за некоего сарматского царя, но так как она извела своего мужа ядом и жестоко обращалась со своими подданными, то была лишена власти и бежала в Италию. В 2866 году от сотворения мира скифы снова вторглись в Азию, и их примеру последовали фракийцы, месы, геты и бобрики и заняли в 2978 году почти всю Вифинию, создав в Азии военные поселения. В 3031 году от сотворения мира Регнер, царь Швеции, совершал разбойные нападения с моря на владения западных рутенов. В 3132 году от сотворения мира Готеброт, царь готов, царствовал на всем протяжении от Эльбы до Танаиса.
В 3174 году от сотворения мира Боус, предводитель рутенов, успешно воевал с Готером, царем шведским, и вся Финляндия тогда перешла к русским, но Родерик, сын Ротера, снова подчинил русских себе. В 3200 году от сотворения мира скифы предприняли поход против ионийцев. В это время скифами повелевал, кажется, Ариант, который, с целью узнать количество своих воинов, велел каждому из них принести по наконечнику стрелы. Из них слили медный котел, вмещающий в себя 600 амфор, и Ариант поставил его в память о себе потомству между Борисфеном и Гипанисом. В 3300 году от сотворения мира в царствование Проботиса, отца Мадия, над скифами был построен милетийцами в Понте у реки того же имени город Борисфен. В 3315 году от сотворения мира во времена Киаксара Лидянина скифский царь Мадий, двинувшись вдруг от Борисфена и преследуя киммерийцев, племя у Меотидского озера, захватил на 28 лет в свои руки власть над Азией, но затем большая часть скифов, сильно напоенная вином, была обманным образом предана Галиартом, царем лидийским, и умерщвлена этим же Киаксаром. Кажется, об этом избиении упоминает пророк Иезекииль (гл. 32, стих 26).
Рис. 2. Изображение скифов па золотом кувшине из царского кургана скифского времени (найден близ Керчи в так называемом Кулобовском кургане). Из книги А. Нечволодова.
Во время пребывания в Азии скифы стремились перейти в Египет, но царь египетский Псамметих в 3320 году от сотворения мира мольбами и деньгами склонил их к возвращению в Скифию. Когда остатки их направились домой в 3344 году от сотворения мира, их рабы, вступившие тем временем в брак с женами своих господ, преградили им путь, выкопав ров между Кавказом и Меотийским озером, пока, наконец, не были из-за рабских свойств своего духа побеждены дубинами (оружием ничего нельзя было сделать) и снова подчинены прежней власти. В 3380 году от сотворения мира в области Гилея, близ Ахиллова Бега особенно, пред остальными упоминается скифский царь Савлий, пронзивший стрелою Анахарсиса, скифского философа, по его возвращении из ученого путешествия домой за то, что тайно у себя совершал жертвоприношения по греческому образцу. Об этом Анахарсисе весьма подробно и много говорят Гомер и другие писатели, что он переложил скифские законы в стихи и в Афинах славился у Солона своей ученостью. Между многими учеными изречениями по справедливости достопримечательно то, что форум, по его определению, есть место, назначенное для обмана и способствующее скупости, а также и то, что виноградная лоза приносит тройной плод: вожделение, пьянство и печаль. В 3387 году от сотворения мира упоминается о Кальвиде, царе скифов, когда Абарид, гиперборейский жрец Аполлона, прибыл по поручению своего народа в Грецию исполнить обет, данный его отечеством за избавление от чумы. Почитая здесь Пифагора за Аполлона, он ему принес чудодейственную стрелу, благодаря которой он переплывал реки и освобождал от чумы и делал много другого чудесного, по словам Геродота.