ИВАН КУПАЛАКниги / Звенит слава в Киеве / ИВАН КУПАЛАСтраница 1
Русальная неделя в ночь под Ивана Купалу кончается, когда 24 июня наступает.
Испокон веку на Руси, пока христианства не было, все люди в леса да к рекам шли Купалу встречать. Прыгали через костры для очищения, собирали травы всякие — особую целительную силу они в эту ночь имеют. Подробное описание конструкция кулера для воды у нас на сайте.
Незаметно уйдя под вечер с княжеского двора, Андрей пробирался к знакомой поляне. Коня оставил невдалеке, верхом не проехать было сквозь чащобу.
«Придёт ли? — тревожно думал он. — Не вздумает ли обмануть?»
— Ау! — послышалось издали. — Ау! Ты, что ли, идёшь, Андрей?
— Я, Предславушка, я! — радостно откликнулся мальчик.
В новой белой рубахе стояла у ручья Предслава. Тёмные её волосы покрывал пышный венок, а руки еле удерживали громадный пук цветущих трав.
— Здравствуй! — весело встретила она Андрея. — А я уж, видишь, сколь цветов и трав насобирала!
— И куда тебе столько? — удивился мальчик.
— Ничегошеньки-то ты не знаешь. Каждая травка свою силу имеет. Вот, гляди, цветок «Петров крест» — кому кажется, а иному нет. Трава премудрая. Если найдёшь нечаянно, то верхушку заломи, а её очерти, да на Иванов день и приходи за ней.
— Зачем заламывать?
— А затем, что, коли не заломишь, она перейдёт на иное место, а старое пусто оставит.
— Дивно ты говоришь, Предславушка. Может ли то быть?
— Может, Андрей, может. И не то ещё бывает. Трава «кликун» — так кличет гласом по зорям дважды: «Ух! Ух!». К себе человека не допускает и семя с себя долой скидает, не даёт человеку взять. Корень той травы, как человек, — глаза, руки, ноги. А силу она имеет.
— К чему же сила её?
— К чему хочешь, к тому и годна.
— Эта вот какая травка?
— Разрыв-трава то. От неё всякий узел развязывается.
— Ну, а другие все для чего?
— Каждая для своего дела. Трава «иван» растёт в стреку, на ней два цвета. Видишь — один синий, другой красный. Трава «хленовник» растёт подле рек кустиками, и дух от неё тяжёлый.
Смуглые руки быстро перебирали душистые растения. Андрей с любопытством смотрел на странную девочку.
— А папоротник в Иванову ночь цветёт огнём, и кто его найдет, поймёт язык всякого творения. И зверя, и птицы, и букашки малой…
— Откуда ж ты всё это знаешь?
— От дедушки…
— А дедушка твой кто?
Предслава помолчала, испытующе глядя на Андрея. Не след бы ей про то говорить, да ведь клялся он. И лицо у него ясное, чистое. Такие не предают…
— Волхв он, — тихо сказала девочка, — премудрый волхв…
— Волхв? — испуганно повторил Андрей. — Да разве есть ещё на Руси волхвы?
— Глупый ты, Андрей. Люди христианство твоё для виду лишь принимали, не по своей воле, а верят больше по-старому, как отцы и деды заповедали. Приходят молиться в рощи, в рожь, к священным деревам. И колдуют, и гадают, как в старину.
— А крещенье-то как же?
— А вот как дедушка про то сказывал. Владимир-князь приказал всем к Днепру креститься идти, а кто не придёт, тому казнь принять. Киевлян в реку, как стадо, загоняли. После же того, Великого Перуна к хвосту коня привязав, поволокли с горы в Днепр, а двенадцать приставленных мужей шли рядом и жезлами его тыкали. До самых порогов люди княжеские Перуна провожали, дубинками от берегов отгоняли. Волхвов же многих по княжему велению истребили, смерти предали.
Предслава замолчала, грустно глядя куда-то вдаль. Молчал и Андрей. Вспомнились ему Илларионовы слова: «Увы! Христианская паства ещё лишь малое стадо!» Жаловался учёный священник, что пустуют церкви. Говорил: «Если плясун или скоморох какой позовёт на игрища, на сборища языческие, то все туда радостно устремляются. Если же в церковь позовут, то мы позёвываем, чешемся, говорим, что дождливо аль холодно. На игрищах нет ни крыши, ни защиты от ветра, а в церкви и крыша есть, и воздух приятный, люди же идти туда не хотят, губят свои души».