Когда жили святые братья Кирилл и Мефодий?Книги / Когда крестилась Киевская Русь / Византия и Болгария / Когда жили святые братья Кирилл и Мефодий?Страница 9
Любопытно, что Ассемани «забывает» упомянуть об арианстве св. Мефодия (АС с. 31).
Итак, мы видим в этом тексте:
— борьбу за и против богослужения на славянском языке,
— схизму (раскол) в католической церкви,
— «изобретение» готских букв,
«арианскую ересь» (в других сведениях о том же соборе).
Полученная в настоящей работе хронологическая датировка ставит св. Мефодия во времена:
а) Яна Гуса, когда имели место:
— религиозная борьба,
— схизма в католической церкви,
— несколько пап,
— миссии для «поисков подлинной веры»,
споры о богослужении на понятном языке (славянском в Чехии и Моравии);
б) непосредственно после Константина Великого:
— готы на Балканах и к северу от них,
— расцвет арианства,
— борьба за богослужение на понятном языке (Вульфила!).
Эта обстановка объясняет, почему и арианство, и готские буквы, и славянское богослужение были актуальными для собора, проведенного якобы (по Скалигеровской версии) через двести лет (!) после смерти св. Мефодия, через семьсот лет (!) после готских букв и арианства, а на самом деле — в новой хронологической схеме— примерно вскоре после них.
Рис. 10-1. Фотография фресок в церкви монастыря св. Наума. Средневековый художник изобразил встречу святого с богомилами. Его проповеди отличались от богомильской традиции, и наверное поэтому на стенописи богомилы пытаются прогнать его.
Рис. 10-2. Прорисовка фресок в церкви монастыря св. Наума. На ней изображение богомилов и св. Наума более четкое, чем на фотографии на рис. 10-1.
Рис. 10-3. Что здесь написано: «Аботрит» или «Таборит»?
Рис. 10-4. Данные о ВСП на ХД. Жирными отрезками отмечены датировки:
0 — традиционная датировка (861–885),
1 — по Гаврилу и «псевдособору Фотия» (980-1030)
2 — по Владимиру (1000–1050)
3 — по богомилам (1000–1050)
4 — по Солунской легенде
5 — по Дуклянскому попу (650–680)
6 — по Горазду, Протогену и Македонию (460–510 и 300–380)
7 — по Нестору и Паннонской легенде (90-120)
8 — по Богемской легенде (350–430)
9 — по «молчанию» византийцев (1000–1050)
10 — по переводам Евангелий и Псалтыри (1000–1030)
11 — по крещению венгров (1000–1050)
12 — по Аврааму бен Иакову (980-1050)
13 — по миссиям для поисков «подлинной религии» (1390–1430)
14 — по «аботритам» (1400–1450)
15 — датировка В. Киселкова (1400–1450)
16 — по глаголическим текстам (1000–1030, 630–670 и 360–390)
Кроме того, знаком ++ отмечен собор в Сплите (1067–1072).