Имперская доктрина Рима и миф о РимеКниги / Когда крестилась Киевская Русь / Киевская Русь и ее южные соседи / Имперская доктрина Рима и миф о РимеСтраница 1
Вечная империя
Победа Василия II над Болгарией ознаменовала начало господства Восточной Римской Империи на Балканах. Вскоре после этого стали заметными стремления упрочить и увековечить это господство. Восточный Рим — Византий создавал опоры своей власти.
Христианство и его Церковь давали идею об объединительной формуле для империи, и еще со времен Константина Великого его девиз
“Единое государство на основе единой церкви!” (КОБА с. 58)
стал стержнем для формирования имперской доктрины Рима — как Восточного, так и Западного.
Первой опорой империи должна была стать единая христианская Церковь.
В то же время борьба разных течений бурлила на протяжении всей ранней истории христианства; теоретики спорили без конца. Сменявшие друг друга императоры поддерживали то одно, то другое из этих течений. В конце концов, на Востоке утвердилось православие, а на Западе — католицизм. Однако путь к их победе был весьма сложным — мы видели некоторые детали в предыдущих главах и убедимся в этом чуть позже.
По стечению обстоятельств, господствующим языком христианской Церкви Восточного Рима стал греческий язык; это и предопределило судьбу старых болгарских книг. Наряду со старым болгарским христианством, они мешали единству имперской Церкви. Отметим, что и на Западе католическая Римская церковь изо всех сил сопротивлялась переводу св. Писания на языки европейских народов и всячески боролась против “еретиков”.
Но единой Церкви было недостаточно для прочности Империи.
Нужна была и вера в ее будущее. Корни такой веры находятся в прошлом, а прошлое — это история.
Поэтому Империи нужно было соответствующее прошлое.
В поисках логики специфических процессов строительства Империи и ее Церкви мы начинаем грубый набросок гипотетической конструкции. Возможно, именно такие или подобные причины привели к величию, а затем, возможно, и к падению обоих Римов.
Но это — всего лишь грубая гипотеза, и все ее детали нуждаются в проверке, пересмотре и обосновании.
Итак, Империя процветала и, по мнению имперской элиты, должна была процветать очень долго — всегда. Она как бы стала вечной.
В то же время ее территорию составляли земли болгар, сербов, армян, турок, арабов… А государства этих народов? Могли бы сами народы — если бы захотели — восстановить их? По логике Империи выходит, что нельзя. Ведь они были столь незначительны, незаметны, все равно что их не было. Империя вечная, а они… они были временными и почти исчезли. Появились и исчезли.
Постепенно византийская элита стала верить, что Империя обладает правом владеть и распоряжаться завоеванными территориями на Балканах и в Азии. В то же время у их жителей вроде бы тоже должны быть права над их исконной землей. Как одолеть их притязания?
Апологетам Империи нужно было объяснить почему моральное право на их стороне. Выход очевиден: достаточно было объявить всех “варваров” — сербов, арабов, болгар, пытающихся в какой-то форме восстановить свои старые государства и тем самым разрушить Империю — пришельцами.
В итоге как бы получается, что Империя вечная; она имеет право на свои территории, а варвары — нет; следовательно, они пришли позже.
Эта мысль давала огромное преимущество Империи: она обосновывала некое ИСКОННОЕ ПРАВО Империи владеть землями, которые она завоевала. И она стала оружием Империи. В нее поверила имперская элита. И в соответствии с ней создавалась имперская культура, главным образом имперская и церковная истории.
Все эти рассуждения являются игрой воображения. Может быть, вся логика событий была совсем другой.
Но тем не менее мы можем увидеть и оценить конечный результат: имперскую доктрину
Восточного Рима. И Рима вообще, а с ним и Католической и Православной Церквей.
Доктрину о том, что Рим существовал много, много веков.
О том, что все жители Восточного Рима,[28] кроме греков, являются пришедшими откуда-то варварами, которые своей вере и всем лучшим в своих традициях и культуре обязаны «ромеям» — римлянам.