Догма и ереси
Книги / Когда крестилась Киевская Русь / Христианство перед выбором / Догма и ереси
Страница 10

Богомильский канон

Богомилы отвергали большую часть Старого Завета (“Моисеевы книги”), считая, что это — творение Сатаны. По свидетельству их современника Евфимия Зигавина, они ценили и использовали семь священных книг: псалмы, книгу шестнадцати пророков, Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна и шестую книгу Деяний вместе со всеми посланиями и откровениями Иоанна Богослова (АНГ с. 118).

Отклонения от догмы в богомильстве

другая космогоническая картина мира, с элементами дуализма

считали, что рождение Иисуса Христа было мнимым и что у него не было человеческой плоти

учили не повиноваться владетелям и выступали против государственного порядка

осуждали рабство и учили рабов не работать на своих господ

у них не было церквей, и они собирались у отдельных граждан или на природе

не ходили на богослужения, а если присутствовали, то притворялись

относились отрицательно к кресту

не признавали святых, икон и мощей; почитание икон и мощей приравнивали к идолопоклонству

отвергали причастие

отвергали крещение водой

Даже беглое сопоставление этих отклонений с религиозной практикой ранних христиан показывает почти полное совпадение. В следующей главе мы рассмотрим его учитывая Хронологическую Гипотезу.

Богомильские элементы крещения Руси

Мы обсудим более подробно чем в главе двенадцатой богомильскую деталь в классическом описании крещения Руси.

Созданный "отцами Церкви" христианский канон отводит Сатане роль противника Бога, бунтовщика против него. Апокалипсис Иоанна (XII, 7) видит в нем дракона, который вместе с группой ангелов взбунтовался против Бога. Идея о Сатанаиле как отщепенце от Бога нашла особое место в трудах Тертуллиана, Лактанция, Григория Ниссианского и др. (см. BRA с. 57).

В отличие от этих представлений, богомильская традиция отводит Сатанаилу роль не дракона, а падшего ангела. Она считает, что Сатанаил сначала был добрым ангелом, начальником ангелов; в некоторых произведениях он описан как старший сын Бога (младшим является Иисус Христос). Богомилы считали, что позднее он возгордился и стал противиться своему Творцу и Богу.

Рассказывая о крещении Руси, "Повесть временных лет" приводит слова греческого проповедника, объясняющего князю Владимиру православную веру; там говорится о «Сотонаиле» и о том, что это

"первый от ангель, старьишина чину ангелски " (цит. по АНГ с. 164)

Таким образом, крестившие Русь духовники являлись носителями христианских идей, по крайней мере в некоторых деталях, близких к верованиям богомилов.

Ариане

Хотя арианская ересь связана с именем александрийского пресвитера Ария, он не был ее родоначальником. В споре со своим епископом Афанасием Александрийским Арий стал только выразителем нового учения. Оказалось, однако, что таким образом он связал с ним свое имя навсегда.

Считается, что начало арианства следует искать не в Александрии, а в Антиохии, в школе мученика Лукиана и его предшественника Павла Самосатского. С каких пор Павел Самосатский начал распространять свое учение — неизвестно. Но между 264 и 269 г. в Антиохии состоялись три собора против него, и на третьем он был объявлен еретиком (КОБА 84).

В чем состоит отличие арианства от современного православия? Не входя в подробности, наметим основное противостояние одного от другого.

Напомним, что догма о Святой Троице рассматривает отношения между Богом (“Отцом” Иисуса Христа), Сыном (Иисусом Христом) и Святым Духом. Официальную точку зрения современной православной догмы о Святой Троице очень грубо и приближенно можно обрисовать следующим образом:

Понятие о Боге как бы объединяет Бога с Сыном и Святым Духом. Бог единосущен, т. е. Его суть — единая; в то же время у Него три лица, т. е. Его единая сущность (гр. “усия”) является в одинаковой мере сущностью трех лиц (гр. “ипостасей”): Отца, Сына и Святого Духа. Эту истину христиане должны воспринимать верой, так как ее нельзя доказать разумом; для разума невозможно представить себе реально как единство Бога можно совместить с Его тремя лицами.

Эта деталь церковного учения смущала некоторых христиан, особенно тех, которые происходили из языческой среды. Там проповедовали многобожие, а здесь — как будто бы трехбожие. В результате некоторые христиане, исповедуя веру в единого Бога, отрицали второе и третье лицо (Сына и Святого Духа) как самостоятельные лица (ипостаси) (КОБА с. 82).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 

Меню сайта


Copyright © 2010 www.kievstyle.ru