Первые успехи. ТрилогияПерсоны / Довженко Александр Петрович / Первые успехи. ТрилогияСтраница 1
Первый серьезный успех пришел в 1929 году после выхода на экраны фильма «Звенигора». Фактически, Довженко уже в Харькове имел сценарий к этому фильму. Идея принадлежала Юркови Юртику (Табаководу), который в соавторстве с Майком Йогансеном и пишет сценарий. Фильм-легенда о сокровище, закопанном гайдамаками в недрах горы. Но Довженко почти на 90 % переделал этот сценарий. Он хочет создать «свою Илиаду». Громадная поэтическая фреска, которая охватывает две тысячи лет бытия, может быть понятной только тем, кто знаком с историей Украины. Двенадцать песен этой ленты воспроизводят легенды скифов и варягов, запорожских казаков, гражданской войны, петлюровцев, большевиков, белых. Все они соединены одним персонажем — дедом, который олицетворяет патриархальное крестьянство, привязанное к ценностям прошлого. Фильм не вписывается все же в ряд фильмов, которые были призваны формировать пролетарский реализм, хотя и заканчивается апологией социалистической промышленности. Довженко оправдывает большевистскую революцию, веря, что эта новая идеология будто возникла из какого-то давнего завещания. «Звенигора» была сенсацией 1928 года, но в то же время это было начало личной трагедии Довженко — за эту ленту, и впоследствии за «Землю» его будут постоянно обвинять в буржуазном национализме. Сам Довженко, уже через 10 лет после запрещения «Звенигори», писал о ней в автобиографии: «Звенигора в моем сознании отложилась как одна из наиболее интересных работ»; это «прейскурант моих творческих возможностей»; «я сделал ее единым духом — за сто дней», «не сделал, а пропел, как птица. Мне хотелось пораздвинуть рамки екрана. заговорить языком больших обобщений». Первым печатным отзывом о работе Довженко стала статья редактора журнала «Кино» М. Бажана: «Это — историческая симфония, что ровной ей нет в мировом кино. Это зафільмована лирика, эпос и философия, обнаруженные в обидах такой глубины и значимости, что многим не сила до конца их откопать и понять». Ейзенштейн так описывал свои впечатления после пересмотра довженківської картины: «.в воздухе стояло: среди нас новый человек кино. Мастер своего жанра. Мастер своей индивидуальности. И вместе с тем мастер наш. Свой. Общий. Перед нами был человек, который создал новое в отрасли кино».
Фильм будет демонстрироваться в Москве, два общественных пересмотра в Париже закончатся овацией, он обойдет экраны Голландии, Бельгии, Аргентины, Мексики, Канады, Англии, США, Греции. Многие киноведы считали, что только в «Звенигори» осуществилась творческая фантазия автора, которой в силу обстоятельств не суждено было повториться. А возродилась она только в 60-ые годы с развитием поэтического кино Украины. Следующим фильмом Довженко станет «Арсенал», фильм-уступка перед властью, как считают большинство киноведов. В то время каждый украинский интеллигент стоял перед дилеммой: стать коммунистом и закрыть глаза на фактически измену своего народа, подвергаться ли опасности, а может и смерть. Этого не избежал и Довженко. «Арсенал» — унижение и осуждение освободительных соревнований украинского народа после распада царской империи. Несмотря на то, что сам автор воевал в рядах армии УНР, в этот раз он — на другом боку. Критика и до сих пор спорит, скрытый в этом фильме непрямой упрек ли националистам, которые потеряли независимую Украину, есть ли это чисто большевистское творение, которое доказывает власти и критике того времени отсутствие національналістичного наклона в творчестве.
Наконец от июля до ноября 1929 года Довженко снимает свое гениальное произведение «Земля», гимн труда на земле, земледелию и человеку, который работает на земле, а потому является частью космического ритма бытия. Довженко первым в мировом кино выразил мировоззрение, качественно отличающееся от до сих пор изображаемого. Это мировоззрение нации хлебопашеской, у которой спокойное достоинство предопределено ее образом жизни. Среда и люди — единственное и нераздельное, а их образ жизни является исконным, мировоззрение непреклонным. Символика Довженко была тесно связана с мировоззрением украинского народа, с образностью народной поэзии. Именно в этом отличие фильмов Довженко от фильмов русских авангардистов (формалистов) 20-х годов. Руководство «Украинфильму» признает, что «Земля» отвечает за своей идеологической ориентацией линии партии и мероприятиям, употребленным для земельной реорганизации в сельском хозяйстве. Но критика Павел Бляхин, Хрисан