Первые успехи. ТрилогияПерсоны / Довженко Александр Петрович / Первые успехи. ТрилогияСтраница 2
ф Херсонский и особенно Демьян Бедний мгновенно начинают обвинять Довженко в пренебрежении освещением классовой борьбы, пантеизме и біологізмі, в защите кулаков и воспевании печали за прошлым. Николай Бажан, один из не многих, что стали на защиту режиссера, понимают его особенное отношение к коллективизации: переход патриархального крестьянства к коллективистскому обществу обязательно будет проходить через постоянный конфликт человека и природы. После необходимых купюр и 32-х официальных и частных показов 8 апреля 1930 года «Земля» выходит на киевские экраны. А уже 17-го числа фильм снимают из экрана. Официальная причина — натурализм и покушение на обычае. Довженко пишет в «Автобиографии» о том, которое случилось с ним после выпуска «Земли»: «Радость творческого успеха была жестоко подавлена страховинним двопідвальним фельетоном Демъяна Бедного под названием «Философы» в газете «Известия». Я буквально поседел и постарел за несколько дней. Это была настоящая психическая травма. Сначала я хотел был умереть». Довженко с удивлением узнает, что имеет грандиозный успех фильма в Европе, тогда, когда он запрещен в Украине. После премьеры в Берлине появляется 48 статей, в Венеции итальянские кинематографисты называют Довженко «Гомером кино». А вот в Советском Союзи ленту реабилитируют лишь в 1958 году после международного референдума в Брюсселе, где он войдет в 12 наилучших фильмов всемирной истории кино. В целом, «Звенигора», «Арсенал» и «Земля» рассматриваются как отдельный этап в творчестве Довженко, тем более, что главные герои этих фильмов были объединенные выполнением роли одним и тем же актером — Семеном Свашенком.