Глиэр Рейнгольд МорицевичПерсоны / Глиэр Рейнгольд МорицевичСтраница 1
род. 30 дек. 1874 (11 янв. 1875) в Киеве, ум. 23 июня 1956 в Москве. Композитор. Нар. арт. СССР (1938). Доктор искусствоведения (1941). Учился в 1891—1894 в Киевском муз. училище по кл. скрипки О. Шевчика. В 1900 окончил Моск. конс. по кл. композиции М. М. Ипполитова-Иванова, контрапункт, фугу и формы проходил в кл. С. И. Танеева, гармонию у А. С. Аренского и Г. Э. Конюса. В начале 1900-х годов участник собраний Беляевского кружка в Петербурге. С 1900 педагог. В 1913—1920 проф. Киевской конс. (кл. композиции и оркестровый), в 1914—1920 директор конс. В 1920—1941 проф. Моск. конс. по кл. композиции. В 1920—1922 зав. муз. секцией Моск. отд. народного образования, сотрудник муз. отд. Наркомпроса. В 1920—1923 член этнографич. секции Пролеткульта. С 1910 систематически выступал как дирижер, с 1930—с авторскими концертами в городах СССР, клубах и колхозах. В 1938—1948 пред. Оргкомитета Союза композиторов СССР, Госпремии СССР (1946, 1948, 1950). Соч.: оперы — Земля и небо (опера-оратория по Дж. Байрону, 1900), Шахсенем (Баку, 1927, 2 ред. там же, 1934), Лейли и Меджнун (совм. с Т. Садыковым, Ташкент, 1940), Гюльсара (совм. с Т. Садыковым, Ташкент, 1949), Рашель (по Г. Мопассану, 1947, Москва, концертное исп.); балеты — Хризис, балет-пантомима (Москва, 1912), Клеопатра (Египетские ночи, балет-пантомима по А. С. Пушкину, Москва, 1926), Красный мак (с 1957—Красный цветок, Москва, 1927), Комедианты (по пьесе "Фуэнте овехуна" Лопе де Вега, Москва, 1931, новая ред. — Дочь Кастилии, Москва, 1955), Медный всадник, по А. С. Пушкину (Ленинград, Москва, 1949), Тарас Бульба, по Н. В. Гоголю (1951—1952); муз. драма — Гюльсара (Ташкент, 1936); кантата — Слава Советской Армии (1953); для симф. орк. — 3 симфонии: I (1903, Москва), II (1907, Берлин), III — Илья Муромец (1912, Москва), поэмы: Сирены (1908, Москва), Заповит (1939—1941), увертюры: Торжественная, к ХХ-летию Октября (1937, Москва), Ферганский праздник (1940), Увертюра на славянские народные темы (1941, Москва), Дружба народов, к 5-летию Советской конституции (1941, Свердловск), Победа, для симф. или дух. орк. (1945, Москва), Запорожцы, симф. картина-балет на сюжет картины И. Е. Репина (1926, Москва), поэма Героический марш Бурят-Монгольской АССР (1938, Москва); для влч. с орк. — концерт (1947, Москва); для валторны с орк. — концерт (1951, Ленинград); для арфы с орк. — концерт (1938, Москва); для голоса с орк. — концерт (1943, Москва); для дух. орк. — фантазия На праздник Коминтерна (1924), Марш Красной Армии (1924), увертюра XXV лет Красной Армии (1943, Москва); для орк. нар. инстр. — Симфония-фантазия (1943); 3 струн. секстета (1898, 1904, 1905); 4 квартета (1899, 1905, 1928, 1946); для ф-п. — 12 детских пьес средней трудности (1907), 24 характерные пьесы для юношества, 4 тетради (1908), 8 легких пьес (1909); для 2 скр. — 12 дуэтов (1909); для скр. и ф-п. — Романс (1902), 12 легких пьес (1909); для влч. с ф-п. — Баллада (1902), 12 листков из альбома (1910); для разных инстр. с ф-п. (1908); романсы (около 130) — В порыве слез, сл. Т. Гольденвейзер (1903), Придешь ли с новою весною (сл. М. Лохвицкой, 1903), О, не вплетай цветов (сл. Д. Ратгауза, 1904), Коль любить, так без рассудка (сл. А. К. Толстого, 1906), О, если б грусть моя (сл. Россвейн, 1906), Жить, будем жить (сл. Галиной, 1906), Сладко пел душа соловушко (сл. И. Лажечникова, 1908), Ночь серебристая (сл. Д. Ратгауза, 1908), Мы плыли с тобой (сл. Скитальца, 1909), Ночь идет (сл. И. Бунина, 1909), Проснись, дитя (сл. М. Лохвицкой, 1909), Лада (сл. Л. Столицы, 1912) и др.; песни — Будет Гитлеру конец (сл. И. Доронина, 1941), Храброе сердце (сл. А. Коваленкова, 1939); музыка к спектаклям (7) — "Царь Эдип" Софокла (1921, Москва), "Лизистрата" Аристофана (1923, Москва), "Свадьба Фигаро" Бомарше (1927, Москва), "Мольер" М. Булгакова (1936, Москва), "Фархад и Ширин" С. Вургуна (1946, Москва), "Цюй-Юань" Го Мо-жо (1954, М
ампельные цветы