Глиэр Рейнгольд МорицевичПерсоны / Глиэр Рейнгольд МорицевичСтраница 2
осква); музыка к фильмам — "Земля жаждет" (совм. с С. Н. Ряузовым, 1931), "Друзья встречаются вновь" (1939), "Алишер Навои" (совм. с Т. Садыковым, 1948) и др. Глиэр, Рейнгольд Морицевич (род. 11.I.1875 в Киеве, ум. 23.VI.1956 в Москве) — сов. композитор, дирижер, педагог, муз. деятель. Первоначальное муз. образование получил в домашних условиях (уроки скр. у А. Вейнберга, К. Воута). В 1891—93 обучался в Киевском муз. училище у О. Шевчика (скр.) и Е. Рыба (теория композиции). Музыку начал сочинять с 13 лет. В 1894 поступил в Московскую консерваторию, где его основными педагогами были И. Гржимали (скр.), А. Аренский, М. Ипполитов-Иванов, С. Танеев (композиция). Оконч. консерваторию с золотой медалью (1900), будучи автором симфонии, октета, секстета, квартета, мелких пьес. В качестве дипломной работы представил оперу-ораторию "Земля и небо". В 1901 приступил к педагогической работе (в муз. школе Гнесиных). С 1905 по 1907 жил в Берлине, изучал дирижирование под рук. О. Фрида. В 1908 начал систематическую деятельность в качестве дирижера. В 1913—20 профессор композиции Киевской консерватории (с 1914 также директор). В 1920 переехал в Москву, куда был приглашен профессором Московской консерватории (кл. композиции). Одновременно заведовал муз. секцией Московского отдела народного образования (до 1922), вел муз. работу в Наркомпросе, Пролеткульте, дирижировал циклами общедоступных симф. концертов. В 1923—25 выезжал в Баку для изучения фольклора, положенного в основу созданной им первой национальной азерб. оперы "Шахсенем"; в 1927 закончил поставленный в том же году на сцене Большого театра первый сов. балет на соврем. тему "Красный мак". К серед. 30-х гг. создал первую узбекскую муз. драму "Гюльсара". В 1937 возглавил московский союз композиторов, с 1938 по 1948 пред. оргкомитета СК СССР. В годы Великой Отечественной войны Г. с поразительной для его возраста энергией продолжал творческую и муз.-общественную работу. После войны к этому добавились гастрольные поездки с авторскими концертами. Заслуги Г. отмечены награждением его орденами Ленина (1945, 1950, 1955), Трудового Красного Знамени (1937), "Знак Почета" (1938), присвоением почетных званий засл. арт. РСФСР (1925), засл. деят. иск. РСФСР (1927), нар. арт. АзССР (1934), нар. арт. РСФСР (1935), нар. арт. УзССР (1937), нар. арт. СССР (1938). В 1941 ему была присвоена степень доктора искусствоведения. Произведения его удостоены Гос. премий СССР (1946, 1948, 1950). Характерными чертами творчества Г. являются верность традициям рус. муз. классики, жизнеутверждающее мироощущение, пластичный, ясный муз. язык, щедрая мелодика, как правило отмеченная близостью к мелосу рус. народной песни, повествовательный характер музыки. Историческая заслуга Г. — осуществление непосредственной, живой связи между рус. классической муз. школой и сов. музыкой. Большое значение для отечественной муз. культуры имела его многолетняя педагогическая деятельность (1901—41). Его учениками в разное время являлись С. Прокофьев, Н. Мясковский, Б. Лятошинский, Л. Ревуцкий, А. Хачатурян, Л. Книппер, Н. Раков, А. Новиков, А. Давиденко, А. Мосолов, Г. Литинский, Н. Иванов-Радкевич, А. Юрасовский, Б. Александров, И. Способин, А. Альшванг, С. Бугославский и др. Соч.: оперы "Шахсенем" (1927, 2 ред. 1934), "Лейли и Меджнун" (1940), "Гюльсара" (1949) — обе соавт. Т. Садыков; "Рашель" (1947), "Земля и небо", опера-оратория (соч. 1900, конц. исп. 1903—04); кантата "Слава Советской Армии" (1953); балеты "Хризис" (1912), "Клеопатра" ("Египетские ночи", 1926), "Красный цветок" (первонач. "Красный мак", 1927), "Комедианты" (1931), "Медный всадник" (1949), "Тарас Бульба" (соч. 1952); 3 симфонии (I — 1900, II — 1907, III — "Илья Муромец" — 1911); поэмы "Сирен