Архитекторы стилизации XIX — XX вв.Книги / Архитектура имперского Киева / Архитекторы стилизации XIX — XX вв.Страница 2
29. Колокольня Трехсеятшпельской церквг на Трехсвятительской улице (ныне ул. Десятинная). Фото из архива НИИТИАГ, 1900-е годы.
Опыт византийского стиля использован архитектором во многих церквах Киева, и это лучшее из всего им построенного: Благовещенская, Александро-Невская, Сретенская, Вознесенская, Михайловская . Мощные купола воскрешали мерное дыхание города. Самая совершенная в этом ряду — лаврская Трапезная церковь Антония и Феодосия с двадцати метровым куполом, "вовсе не имеющая обычных столбов внутри". Проект церкви был составлен под впечатлением знаменитого храма св.Софии в Константинополе. Великолепный интерьер церкви создавали А.В.Щусев и И.С.Ижакевич.
"В Киеве В.Н.Николаев построил целый новый город — с церквами, "с теремами и садами", с памятниками, с гостиницами, с больницами, с детскими и ночлежными приютами. Когда несколько лет назад устраивал он в Академии Художеств выставку чертежей и рисунков построенных им церквей, общественных и частных зданий, там были поражены обилием их," — сообщал "Киевлянин" (5.XI.1896). Качество многих построек бывало "проходным", но размеры их обычно превышали средний уровень. В стремлении к размаху Николаев был самым "русским" зодчим Киева.
Вторая половина его творчества прошла под знаком русского стиля. Многочисленные кокошники украсили здания. Николаевский собор Покровского монастыря стал самым большим и головокружительным храмом города. Но "стиль московско-ярославского зодчества" был одним из многих на пестрых киевских улицах, которыми оперировал архитектор.
30, Купеческое собрание / ГосударственнаЭ филармония УССР с портретом "вождя народов " на фасаде (сегодня Национальная филармония), фото В.К.Федорец 1950 год.
В.Н.Николаев был музыкален во всех отношениях, не говоря уже о том, что именно им были построены для города лучшие концертные залы. А основные сооружения, выражаясь музыкальным языком, тяготели к патетической выразительности. Показателен в этом отношении проект Киево-Троицкой колокольни, "самой высокой не только в Киеве, но и в России" (107 м). Ее конструкция напоминала ползто бамбуковую флейту со сквозным отверстием посредине для подъема гигантских колоколов, и со спиралеобразным пандусом — подъемом без ступеней — внутри стен. Со смертью архитектора былс прекращено ее строительство — не хватило средств Или иссяк один строительный гений? Или город сотен церквей угадывал близкие перемены.
Похоже, что академику В.Н.Николаеву вольно дышалось в Клеве богомольцев, гимназистов и электрических трамваев. Жизнь его поражает видимой легкостью, с которой он ладил с обществом и семьей. Сыновья наследовали ему: Леонид стал музыкантом, а Ипполит шел по стопам буквально — закончил Академию, был киевским городским архитектором, преподавал в Художественном училище и в дополнение к "Законоведению" отца издал 'Сборник строительных постановлений для города Киева" (1913). Вместе они работали над некоторыми проектами, последний — памятник Александру II. Владимир Николаевич входил в несметное число всевозможных обществ, благотворительствовал как попечитель Александровского училища, был членом Попечительства детских приютов и даже попечительским сотрудником родильного приюта М.И.Терещенко. Трещина в алтарной части Николаевскою собора стала причиной его самоубийства — он застрелился.
31. Трапезная Антоние-Феодосиевская церковь Киево-Печерской лавры. Фото В.М.Пилипюк, 1984 год.
В.Н.Николаев был признан, о его работах постоянно писали, поэтому наиболее полную информацию об архитекторе можно найти в современной зодчему периодике; см., например, газету "Киевлянин" за 1896 год № 306; 1900 - №N° 198, 284; 1901 - № 8; 1911 - № 313 и т.д.
32. Николаевский собор Покровского монастыря. Фото Тудшона и Губчевского, 1910-е годы.
ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ В КИЕВЕ
1872—1887 — Промышленно-технические сооружения:
— пивоваренный завод по ул. Кирилловской, 41, инж. А.Термен (1872);