Архитекторы стилизации XIX — XX вв.Книги / Архитектура имперского Киева / Архитекторы стилизации XIX — XX вв.Страница 5
Городецкий — трудяга, буржуа, аристократ. И увлечение его было весьма шляхетным — охота. В 1914 году в Польской типографии на Крешатике была отпечатана его книга "В джунглях Африки: Дневник охотника", подводившая итог самому плодотворному периоду жизни:
34. Павильон графа И.А.Потоцкого на Всероссийской выставке 1897 года в Киеве (территория нынешнего Республиканского стадиона). Фото и | архива НИИТИАГ. 1897 год.
"В 1911 году мне, наконец, предоставилась возможность осуществить то, о чем я мечтал столько лет, что с раннего, чуть-ли не с детского возраста, под влиянием рассказов Жюля Верна, Майн-Рида и других, возбудило мое детское воображение и, став заветной моею мечтою, послужило причиной целого ряда предпринятых мною путешествий. .Несмотря на огромный интерес, который представляет для путешественника, как в охотничьем, так и в бьгговом отношении Средняя Азия, она ни в смысле флоры, ни фауны не может сравниться с Африкой, с этой сказочной страною, раем охотника в буквальном смысле этого слова!". В книге автор ни словом не помянул о своей профессии. Архитектура была его неотъемлемой частью, но шла после охоты и "милых дам", Корнелии и дочери Хелены.
Охота дала идею дома с фантастически перемешанными фигурами зверей, драконов, русалок и охотничьего реквизита. Первый опыт "дома охотника" — студенческий проект великокняжеского охотничьего замка. А в Киеве архитектор построил "в стиле rustique" павильоны гр.Кочубея и И-А.Потоцкого для выставки 1897 года. Стилизация "рустик" предполагала использование необработанных материалов в отделке и предвосхитила устремления стиля модерн, который искал новые ощущения в естественной фактуре: "Впечатление охотничьего домика еще более усиливается отделкой первой комнаты павильона, переполненной чучелами птиц и зверей. Павильон построен из тех сортов деревьев, какие имеются в имении гр.Потоцкого, причем стены обшиты исключительно березовой корой с дубовыми и сосновыми пилястрами".
Неограниченное количество цемента и необходимость его рекламировать дооформили идею. Плошадку под свой дом архитектор получил задешево на крутом откосе-неудобице у Николаевской площади. Композиция особняка основывалась на динамичном разворачивании центральной лестницы. Вокруг дома был устроен обход с почти кинематографическим сценарием осмотра. Со стороны площади особняк воспринимался естественной кулисой для театра Со-ловцова. Девять видовых точек были выстроены на математически точно сокращавшейся спирали: снизу, от созерцания дома как монолитной шестиэтажной башни через каменистый садик, угловую скульптуру и прочие визуальные приключения наверх, к главному фасаду, густо усаженному разномастными тварями, и к лестничному витражу, приоткрывавшему его внутренний мир. На входе стены вестибюля были расписаны под морское дно. Парадная лестница в скульптурных и живописных аксессуарах охоты закручивалась вокруг фонаря-дельфина. Столовая была украшена цветастым рыбьим фризом и лепным фруктовым потолком, а кабинет привлекал многочисленными трофеями — рогами, звериными головами, чучелом медведя и оружием. Особый интерес представляли собой люстры: в столовой — из натуральных рогов оленя и косули со светильниками-цветами, в кабинете — из крученых бараньих рогов с плафонами-сосульками, а в вестибюле — из больших морских раковин с лампами-жемчужинами.
35. Особняк В.В.Городецкого на Банковой улице. Фото: Киевлянин, 1904 год.
В итоге Городецкий возвысил китч до уровня искусства. Вместо джунглей архитектор завещал киевлянам бетон: "Внуки наши не увидят уже в Африке всех этих чудес", — значится на второй странице его книги. Пророчество сбылось.
Печатная слава "дома с химерами" и его автора неистощима и однообразна. Но самой короткой и дельной остается первая заметка об особняке В.В.Городецкого в профессиональной прессе: "Это сооружение является одним из оригинальнейших в гор. Киеве, и если художественные достоинства композиции не велики, то исключительность форм, как в общем, так и в деталях, останавливает на себе всеобщее внимание.