ШишманыСтраница 5
Из этого можно сделать вывод, что Белаур (Болгарин?) располагал значительными силами, которые поколебали сербского короля.
8) Кто унаследовал болгарский престол после смерти Михаила?
В Х в. после смерти бунтовщика Михаила царь Петр правил долго в своей столице — Преславе.
В ХІV в. после смерти царя Михаила Шишмана бояре выбрали царем Ивана Александра (1331–1371), который правил долго в своей столице — Великом Тырнове. А его противник Белаур (Болгарин?) тоже довольно долго бунтовал.
Эти на первый взгляд противоречивые сведения на самом деле рисуют картину феодального разделения болгарских земель: часть из них (включая город Преслав) была под контролем Петра — Белаура, а другая часть (включая город Велико Тырново) была под властью Ивана Александра.
Комментарий. Петр Болгарин был женат на внучке византийского императора Романа І. Мы уже видели в предыдущей главе, что Роман І описан в версии ХІV в. как Андроник ІІ, который воюет со своим внуком Андроником ІІІ. Так перед нами вырисовываются два противостоящих друг другу политико-родственных союза на Балканах: Андроник ІІ (Роман І) вместе с Белауром (Петром Болгарином) и Стефаном Душаном против Андроника ІІІ (Романа ІІ; после него Кантакузина — Цимисхия) и Михаила Шишмана (после него Ивана Александра). Этим двум партиям могли соответствовать разные документальные версии одних и тех же событий, и в них — разные законные правители, разные мятежники с разными именами-прозвищами — каждая партия называла противников "не очень любезно". А потом одна из этих версий могла быть датирована неправильно, что вызвало “удвоение” эпохи Палеологов.
9) Мягкий колокольный звон
В середине Х века, накануне решающих войн с Византией, болгарское общество вступает в период упадка и разложения. Царь Петр (927–969) был миролюбив и богобоязнен, без успехов в политике и на поле сражений, но заботлив к церкви и культуре. Вот какую рельефную картину его царствования рисует талантливый болгарский историк Н. Станишев:
“На болгарской земле уже не было слышно бряцанья оружия и топота коней. Мечи ржавели; стрелы были уже выпущены. Мягкий колокольный звон разносился над Болгарией в голубоватых сумерках начинающегося заката… Народ отвернулся от государства. В своем отчаянии он возненавидел государственную церковь и стал искать утешение во всевозможных сектах, прежде всего в богомильстве, которое разрослось в большое движение.” (СТА с. 101)
После царя Петра Болгария прошла через войны, византийское иго, могущество, татаро-монгольское нашествие … и после этого (в скалигеровском варианте истории) в ХІV в. во времена Ивана Александра как будто вновь вернулась в уже пройденное состояние. Чувствительное перо Станишева не могло пройти мимо странного совпадения:
“Болгарская душа была настолько разрушена, что секты только отражали нарастающее разложение. Кроме богомильства, появились новые ереси, еще более яркие признаки близкой гибели… Иван Александр успел спокойно закончить свое царствование. В Болгарии снова появился культурный и экономический “расцвет” Царь-Петрового времени. … В болгарских землях вновь разнесся мягкий звон колоколов.” (СТА с. 137–138)
Конец царства Петра — Белаура.
Поражение Бориса, сына Петра, и Святослава Киевского в войне против византийского императора Иоанна Цимисхия поставило “их” часть Болгарии на грань катастрофы: она оказалась во власти завоевателя (в 971 г.).
В соответствии с этим в середине ХІV в. византийский император Иоанн Кантакузин потушил “бунт Белаура” и его сторонников; при этом он изгнал и помогавших им скифов.
В этом месте параллель династий Симеона и Шишмана нарушается, чтобы восстановиться через несколько десятков лет.
Восстановление Болгарского царства.
Через несколько лет после поражения Бориса и Святослава Киевского в войне против Византии император Иоанн Цимисхий умер, и тут же, по словам хорватского историка Фране Рачки,