Когда крестилась Киевская Русь?Книги / Когда крестилась Киевская Русь / Когда крестилась Киевская Русь? / Когда крестилась Киевская Русь?Страница 3
В то же время из Никоновской летописи можно извлечь и другую датировку, т. к. в ней под 6496 (988) г. имеется следующая запись:
"Того же лета иде Михаилъ митрополитъ Киевский и всея Руси в Новгородъ Великий, с епископы Фотеа патриарха, даде бо ему Фотей патриархъ шесть епископовъ на помощь, и з Добрынею, дядею Володимеровымъ, и с Анастасомъ, и идолы сокруши, и многия люди крести, и церкви вздвиша, и презвитеры постави по градомъ и по селомъ." (ПРИ с. 118; из издания Лейбовича).
6496 год и имя Владимира указывают, что крещение русов состоялось около 988–990 г.
11) По Степенной книге
В Степенной книге говорится о христианизации русов, живших в Евксинопонте, архиереем, присланным Василием Македонянином (РАП с. 93).
Это ставит крещение русов в период 870–880 г.
12) По Густынской летописи
и
13) По Мазуринскому летописцу
По мнению специалистов, составители Густынской летописи и Мазуринсий летописец отнесли крещение русов к 886 г., связав это событие с деятельностью митрополита Михаила, якобы присланного на Русь из Константинополя патриархом Фотием; этому же митрополиту составители приписали и случай с несгоревшим Евангелием (РАП с. 93).
Эти данные снова ставят крещение русов в период 870–880 г.
14) — 15) А. Д. Чертков привел два новых источника, где сообщается о крещении русов во времена Василия Македонянина.
14) По болгарскому переводу хроники Манасия
Одним из них является болгарский перевод греческой хроники Константина Манасия, в котором приведена миниатюра, изображающая крещение болгар, а болгарским переводчиком на полях против описания правления Василия Македонянина сделана приписка (рис. 11-1): "При сем Василии цари крестишуся Роуси".
Опять имеем крещение русов в период 870–880 г.
15) По сербскому "Сказанию вкратце сущим от Адама до днышнего времене"
Другим источником является сербское "Сказание вкратце сущим от Адама до днышнего времене", в котором говорится:
"При сем (Василии I — О. Р.) Роуси крестишеся и бывше христиане" (РАП с. 94).
Эти данные ставят крещение русов в период 870–880 г.
Д. И. Иловайский (и др.) также считал, что в IX в. было два различных крещения. Сначала крестили Русь Причерноморскую, затем Киевскую. На двух крещениях русов настаивал и М. Левченко. Он заявлял, что сообщение Фотия в "Окружном послании" нельзя считать легендой (РАП с. 95).
16) По манускриптам из монастыря Ивирон
В греческих манускриптах XVIII в. из монастыря Ивирон, опубликованных К. Папулидисом, а также в Никоновской летописи построение текстов дает основание полагать, что крещение русов произошло вслед за обращением в христианство евреев, проживавших на территории Византийской империи, а последнее имело место на 7-ом или 8-ом году правления Василия Македонянина, т. е. в 873 или 874 году (РАП с. 97).
Из этих сведений вытекает, что русы крестились в период 870–880 г.
17) По греческому сказанию о крещении князя Владимира
В. Ламанский использовал греческое сказание о крещении князя Владимира и Руси ("Обстоятельное повествование о том, как крестился народ россов"). В нем рассказывается как князь Владимир отправил посланцев к византийскому императору с просьбой прислать христианских проповедников, чтобы крестить народ Руси. Русские посланцы с большим трудом добрались до византийской столицы и явились на прием "к содержавшему тогда скипетр римский, разумею — Василию из Македонии". Император исполнил просьбу Владимира. Он послал россам
"некоего архиерея, славного благочестием и добродетелью, и с ним двух мужей — Кирилла и Афанасия, также добродетельных и весьма разумных и мудрых, как достаточно свидетельствуют об этом изобретенные им письмена"
Видя же, что народ этот совершенно варварский и невежественный, названные ученые мужи не находили возможности научить их двадцати четырем письменам эллинским, посему
"начертали им и научили тридцати пяти письменам".
Любопытно, что далее в сказании перечисляются созданные этими проповедниками буквы, и что они — совсем не славянские (РАП с. 104–106).
На основании этого рассказа Ламанский сделал вывод, что Кирилл и Афанасий, якобы создавшие письмена, являлись на самом деле Константином и Мефодием, посланными к русскому кагану в Киев (РАП с. 106).