Когда крестилась Киевская Русь?Книги / Когда крестилась Киевская Русь / Когда крестилась Киевская Русь? / Когда крестилась Киевская Русь?Страница 4
Таким образом, имея в виду традиционную датировку св. св. Кирилла и Мефодия, а также и императора Василия Македонянина, следует отнести крещение русов к 860–890 г.
18) По Прологу из библиотеки Спасско-Прилуцкого монастыря
А. Карташев заметил, что в датируемом XV веком Прологе из библиотеки Спасско-Прилуцкого монастыря под Вологдой под 11 апреля записано:
"… преподобнаго отца нашего епископа Моравьска, оучителя руськаго… Кирил же умолил брата своего Мефедь итти с собою (в Хазарию — А. Карташев), яко умеяше язык словеньск" (РАП с. 108–107)
Это подтверждает сведения греческого сказания о том, что св. св. Кирилл и Мефодий проповедовали христианство в Киевской Руси. Таким образом, снова приходим к датировке крещения Руси из 17): 860–890 г.
19) По сборнику № 450 Новгородской Софийской библиотеки
А. Карташов привлек еще один текст, свидетельствующий о пребывании на Руси Константина Философа: житийный отрывок сборника XV в. № 450 Новгородской Софийской библиотеки. Там на листе 240 имеется следующая запись:
"Сих же стихов (т. е. еврейского и самаритянского письма — А. Карташев) никто же мог протлъковати, но пртлъкова иже древле приходи в Русь философ учити Владимира, ему же имя Кирилл" (РАП с. 106–107)
Таким образом, снова приходим к датировке по св. Кириллу: 860–870 г.
20) По аль-Марвази
Крупный ученый конца XI — начала XII в. аль-Марвази, описывая русов, сообщает:
"И было их воспитание таким, пока они не приняли христианство в месяцах 300 года." (РАП с. 122)
Далее он добавляет:
"… у них независимый царь, и называется их царь Булдмир (Владимир — ИТ)” (РАП с. 123)
Это свидетельство (с несущественными различиями) находит подтверждение у персидского автора первой половины XIII в. Мухаммеда Ауфи и у турецкого компилятора Мухаммеда Катиба (РАП с. 123).
О. Рапов считает, что под "в месяцах 300 года" следует понимать 300 лет от хиджры; и что это дает 612+300=912 год.
Но учитывая наличие слова «месяцах», более естественно предположить, что "в месяцах 300 года" означает 300 месяцев от хиджры, т. е. 612+25=637 год.
Забегая несколько вперед, отметим, что наши дальнейшие анализы подтвердят второе понимание данного выражения.
С другой стороны, имя владетеля русов — Булдмир (Владимир) дает и третью возможную датировку крещения по аль-Марвази: около 989 года.
21), 22), 23), 24) и 25) По Илариону, Иакову Мниху, "Сказанию о Борисе и Глебе", "Повести временных лет" и Яхье Антиохийскому
В древнерусских письменных памятниках XI — начала XII в. "Слове о законе и благодати" Илариона, "Памяти и похвале князю Владимиру" Иакова Мниха, "Сказании о Борисе и Глебе" и "Повести временных лет" сообщается о том, что Владимир обратил в христианство всех жителей своей страны. Илларион писал в 1049 г., что киевский князь,
"заповедав по всей земли кръститися во имя отца и сына и святого духа, и ясно и велегласно во всех градех славитися святей Троицы, и всем быти хрестианом малыим и великыим… И в едино время вся земля наша въславе Христа…". (РАП с.13)
О крещении русских сообщает и современник князя Владимира арабский писатель Яхья Антиохийский.
Из этих сведений вытекает, что русы крестились в период 988–990 г.
27) и 28) По Новгородской летописи и "Летописцу Новгородском церквам Божиим"
Новгородская летопись сообщает:
"В лето 6497 (989). Крестися Володимиръ, и вза (от) Фотиа патриарха Цариградцкого перъваго митрополита Киеву Леона…" (НИКВ с. 119).
То же самое известие находим и в "Летописце Новгородском церквам Божиим" (НИКВ с. 119)
Эта информация дает двойную датировку: период 865–870 и период 988–990 г.
29) По Уставу Владимира
В нем от имени самого Владимира утверждается, что он
"принял крещение от греческого царя и от патриарха Фотия" (НИКВ с. 71).
Отсюда вновь получаем двойную датировку: по патриарху Фотию и по Владимиру, т. е. 865–870 и 988–990 г.
Итак, мы перечислили данные о ВКР, на основе которых можно с разной степенью точности и вероятности датировать его. Из приведенных комментариев видно, что некоторые из этих данных оспариваются, другие считаются «ошибочными» и "недостоверными".