Балканские ересиСтраница 2
Цитата говорит о другом: сразу после того, как построили церковь (“еще сначала”), город стали называть Софией. И было это при Юстиниане.
Св. Наум и Юстиниан I
Выше, в главе десятой, мы ознакомились со свидетельствами того, что ДО св. Наума, а значит и до свв. Кирилла и Мефодия, в районе Охрида было много богомилов. Усилиями св. Наума многие из них якобы перешли в православие. Эпизод этой деятельности зафиксирован на фресках на рис. 11-2 и рис. 11-3. По-видимому, это единственное сохранившееся старое изображение богомилов. Кроме «анахроничного» свидетельства о том, что до св. Наума в Болгарии уже были богомилы, оно примечательно и другими деталями. Бросается в глаза простота одежды богомилов; даже ноги у них босые. Художник очень точно отразил стремление богомилов к скромной жизни. Те же качества были характерными для первых христиан.
А св. Наум (на рис. 25-1 предлагаем вниманию читателей его изображение на иконе[40] ХІV в.) основал монастырь на берегу Охридского озера; церковь этого монастыря отреставрирована и ее фотография представлена на рис. 17–17. С монастырем связан еще один яркий анахронизм.
Когда в начале ХІХ в. французский путешественник и исследователь П. Фукевиль посетил монастырь, монахи сказали ему, что у них есть «золотая грамота» (хрисовул, золотая булла), выданная монастырю самим императором Юстинианом І!
Сравнивая годы правления Юстиниана І (527–565) с датировкой основания монастыря — 900 г. (в официальной, скалигеровской хронологии), читатели могут легко угадать приговор, вынесенный историками этой грамоте: еще в ХІХ в. архимандрит Антонин высказал сомнение в том, что такая грамота существовала, и предположение, что если и существовала, то это был какой-нибудь фальсификат (АНТ; цит. по ЗЛА4 с. 49). Это мнение и теперь господствует в исторической науке. Как видно из Хронологической Диаграммы, для подобного заключения нет хронологических предпосылок; по-видимому, грамота была настоящей. Из того, что она не сохранилась, вытекает и грустный вывод, что «неудобные» документы беспощадно уничтожались; происходило это и в ХІХ веке.
Святой Юстиниан
Сегодня специалисты отвергают сведения о том, что Юстиниан был “славянином”, как свидетельствует дошедшая до нас биография “Vita Justiniani”. Хотя например иеросхимонах Спиридон в свой “Истории во кратце” писал, что Юстиниан “рода болгарска” из города “Охридон” (т. е. Охрид; это — одна из старых болгарских столиц, ныне в Республике Македонии, у границ с Грецией и Албанией).
Но иногда факты очень упрямы.
Энциклопедический словарь “Христианство” Брокгауза и Эфрона в списке святых указывает, что “Иустиниан I Управда, Византийский император” является болгарским святым (ХЭС с. 632). Так мы сталкиваемся с очередным странным обстоятельством, связанным с Юстинианом.
Дело в том, что в современной исторической картине прошлого болгары поселились на Балканы в VII в., более ста лет после того как Юстиниан скончался. Еще два века якобы прошло до того, как болгары стали христианами и возникла Болгарская церковь.
И тут, выходит, болгары как-то ни с того ни с сего вспомнили об Юстиниане. Сами византийцы не сочли его достаточно “хорошим” для святого, а вот чужие ему болгары решили его уважить, и Болгарская церковь канонизировала его. Правда, когда и как это произошло — неясно.
И потом, формы имени Иустиниан — И(у)стиниан — (Истиниан) — Управда свидетельствуют об особом отношении «славян» к нему.
Действительно, все это очень странно; но мы вернемся к богомилам.
Молитвы и церкви богомилов
Выше мы уже встречали цитату о Богомиле и Иеремии из сборника № 759 XV в. библиотеки Троицко-Сергиевой лавры:
“Были беяху два еритика в болгарьскои земли. поп Еримиа, а другыи попъ Б(о)гоумилъ. ти бо много писаша канунов и стихеръ и м(о)л(и)твъ. Еретици были исполнили ц(е)ркви своеа ереси." (АНГБ с. 151)
Из нее мы узнаем, что:
Основоположники богомильства написали среди прочего и много молитв. В свете этого стандартное утверждение, что они отвергали все молитвы кроме одной, вызывает большие сомнения.
Еретики заполнили церкви своей ересью. Иными словами, проводили свои богослужения в существующих церквях. Таким образом, и утверждение о том, что богомилы относились отрицательно к церквям, следует проверить без предубеждений. Скорее всего, это отрицание относилось к какому-нибудь изолированному течению в рамках богомильства, или, возможно, к определенному периоду (например, раннему) его существования.
Богомилы против многоженства
Помимо всего прочего, в учении богомилов входило и отрицание многоженства:
“Учат сущая малъженство, и мясояденния и вино пиетъ, отлучающе от бга блазнятся …” (ЦЕН8 с. 50)
Это цитата из “Беседы” Пресвитера Козьмы; она создает ощущение, что сам автор многоженство поддерживает и укоряет богомилов за то, что они выступают против него.