Балканские ересиСтраница 8
Этот простой рассказ рисует картину религиозной борьбы и средства, которыми православные обращали в свою веру старых христиан. Он примечателен и данными, вступающими в яркое противоречие со скалигеровской хронологии и принятой в ней исторической картиной. Укажем только на два анахронизма:
во времена св. Иоанна Златоуста болгар на Балканах не было;
тогда они еще не были христианами.
Фракия и Македония — колыбель богомильства на Балканах
В одной из предыдущих глав мы уже упоминали о том, что распространение христианства в Европе началось с Фракии и Македонии. Там специалисты видят один из центров и оплотов раннего христианства.
В соответствии с этим являются и сообщения о зарождении, “колыбели” и “оплота” богомильства.
Одним из важных источников о происхождении богомильства является Сербский синодик. Он был создан в начале XII века и стал важным документом сербской Церкви после собора в 1221 г., на котором была объявлена ее автокефальность (независимость). В Сербском синодике находим сведения о том, что колыбелью богомильства была Фракия и вначале там был его центр. (АНГ с. 18–19)
Наряду с Фракией упоминается и Македония. Д. Оболенский писал:
“Важно отметить, что именно Македония стала первоначальным центром богомильства на Балканах.” (ОБОД с. 80)
Во Фракии отмечается и первое появление павликиан на Балканах; считается, что павликианскую ересь принесли с собой переселенцы из Малой Азии. Отметим, что именно из Малой Азии пришло на Балканы и христианство.
Итоги
Рассматривая по существу богослужебные книги, обряды, мораль, “идеалы” и т. д. богомилов и павликиан, видим, что нет признаков (кроме времени появления в традиционной хронологии), позволяющих отличить их от первых христиан. А поскольку по Хронологической Диаграмме богомилы и павликиане появились во времена первых христиан, около середины первого века от Рождества Христова, то они и были частью ранних христиан — можно сказать, что это были ветви раннего христианства.
Были ли они “хорошими” или “плохими” — другой вопрос, и он может интересовать богословов. Но, по нашей Хронологической Гипотезе, богомильство и павликианство не являются поздно возникшими ересями.
Смешение павликианства и богомильства (и арианства, и исихазма)
Так как современные исследователи в общем видят в богомилах преемников основных павликианских идей, то как бы само собой подразумевается, что богомильство и павликианство похожи друг на друга. Еще в старейшем документе, в котором ученые усматривают упоминание о богомилах (письмо цареградского патриарха Феофилакта (933–956 г.) болгарскому царю Петру (927–969)), автор (Феофилакт) дает понять, что “новая ересь” (т. е. богомильство) не что иное как продолжение павликианства, смешанного с манихейскими догмами (АНГ с. 3).
У богомилов и павликиан было много общих воззрений. Например, и те и другие понимали причастие “символически” (АНГ с. 190). По павликианам, ”Христос взял свою плоть на небе и прошел через нее (Марию) как через канал”(АНГ с.170); богомилы тоже верили в мнимое рождение (АНГ с. 170). Важно отметить и то, что у богомилов и павликиан был практически один и тот же “канон” христианских книг (см. предыдущую главу); и те и другие особо преклонялись перед деятельностью и письмами апостола Павла и т. д.
Поэтому неудивительно, что современные специалисты сталкиваются с большими трудностями, когда в случаях конкретных “еретиков”, упомянутых в старых документах, нужно определить к какой именно из этих двух ересей следует причислить их. Например, Д. Оболенский пытается опереться на “воинственность” павликиан, якобы отличавшей их от “миролюбия” богомилов. На самом деле, как видно из большинства примеров, ни богомилы, ни павликиане не проявляли агрессию и не стремились навязать другим свои взгляды силой, но когда нужно, старались защищаться от посягательств.
Очень любопытно обнаружить смешение павликиан и богомилов в документах западных авторов. В предыдущей главе мы приводили результат исследований Шарля Шмидта, опубликованных в 1848 г.: “Катар называли “побликанами” (“poblicans”) в Северной Франции и в Англии”, — писал он. Из старых хроник видно, что так на “народном языке” называли еретиков, которые распространились во многих районах Франции, и что катары были павликианами, которые, переселившись из Болгарии и Фракии, распространили свои учения в Италии и в остальной части Запада (ВАСГ с. 166).
Не менее многочисленны и обоснованы и мнения о том, что катары были тесно связаны и с богомилами.
Поэтому для многих западных ученых различия между павликианами и богомилами кажутся искусственными, несущественными, можно сказать терминологическими. Они пытаются объединить их воедино, используя их возникновение на одной и той же территории. В качестве типичного примера ознакомимся с версией И. Зайферта:
“В XI в. еретики появились в разных городах Италии и Франции под разными именами: катары, манихеи, побликаны, патарены, альбигойцы и др., но также и непосредственно “болгары” (богры, бугры, болгары, булгары), что является доказательством того, что еще тогда всем было понятно их происхождение. Сами они называли себя просто “христианами” …” (ЗАЙ с. 23)