Киевский синопсисКниги / Киевский синопсисСтраница 33
47.
О ПОХОДЕ ВЛАДИМИРОВОМ
к Суждалю, Ростову и к великому Новгороду.
ПОСЕМ ВЛАДИМИР СВЯТЫЙ с присланными от Святейшаго Патриарха Цариградскаго Николы тремя Епископы, Иоакимом, Феодором и Фомою, пойде из Киева в страны Суждальския и Ростовския, и заложи тамо град над рекою Клязмою и нарече его первым своим именем Владимир, в он же бе и престол свой царский из Киева хотяше пренести; а от Владимира в Москву град пренесе Князь Иван Данилович . Постави же тамо Владимир и Церковь во имя Пресвятыя Богородицы и Епископа Феодора остави: а оттуду иде в Ростов, идеже сокрушивши кумиры, на тех местех Церкви созда и Епископа Фому остави. Потом прииде к Великому Новгороду, и тамо кумира Перуна увязавши, повеле влещи в реку и бити палицами. Тогда бес обитавый в том идоле не возмогши стерпети толика поругания, нача велиим гласом восклицати: горе горе мне, яко впадох в руце немилостивых людей, иже мя вчера аки бога почитаху, а ныне сицевую нестерпимую укоризну ми творят, что бых более делати имел, не свем . Но привлекше его на мост, ввергоша в реку: а он плывущи противу воде под великий мост, возопи воплем великим: се вам Новгорожане в память свою оставляю! и абие от воды палицу некую на мост изверже. Иные сказуют, яко и доднесь того времене в год бывает глас некий на оном месте слышан. И тако от того времени вси Российскии, Белыи и Чермнии, вос&точныи, полунощныи и на полудне лежащии народы Веру святую православную от Греков прияша, и крещением святым просветившеся и укрепившеся совершенно в Христианстве, по обычаю и уставом Греческим под властию духовною Святейшаго Константинопольского Патриарха вселенскаго крепко и неподвижно пребывают от лета создания Мира 6497, а от рождества Христова 999, по свидетельству всех Летописцев Российских и Греческих и Польскаго Стрийковскаго в книзе 4, на листе 141.
48.
О РАЗДЕЛЕНИИ КНЯЖЕНИЯ
Российскаго от Владимира сыном его.
ВЛАДИМИР СВЕТОСЛАВИЧ по окрещении всего своего Российскаго Государства и по многих воинских трудах, седши на Царственном своем Престоле в Киеве, нача помышляти в себе, и яко мудрый строитель дому своего разсуждати, дабы сынове его дванадесять по смерти его в мире и неразрушимом братния любве союзе пребывающе, о Княжениях междоусобнаго нестроения и кровопролития не имели. Раздели убо им великое свое Государство Российское на дванадесять частей: Вышеславу старейшему сыну своему даде Великий Новгород, первый удел свой; Изяславу Полоцк, Святополку Туров, Ярославу Ростов; по смерти же Вышеслава, даде томуж Ярославу Новгород, Борису Ростов, Глебу Муром, Святославу Древляны, Всеволоду Владимир, Мстиславу Тму&торокань, Станиславу Смоленск, Судиславу Псков, Позвизду или Брячиславу Волынь, Луцко. Посла же с ними и Священники, заповедая им, аки отец сыном своим, да всяк от них в своем княжении тщится Веры Христианския учити и люди крестити во имя Отца и Сына и Святаго Духа; закон же Господень и благочестие неврежденно и непорочно хранити, а скверныя кумиры и капища их бесовския разоряти и до основания искореняти; божественныя Церкви созидати; всякия же сатанинския действия, яко древнюю злобу в новой Благодати истребляти, и игралищныя законопреступныя сонмища испраздняти и отнюд отметати. Юже заповедь сынове его, яко отеческую, с прилежанием соблюдаху; туюжде и всему православному народови Российскому, яко сыном его от воды и духа рожденным, всячески хранити и исполняти подобает.
49.
О ПРЕСТАВЛЕНИИ ВЛАДИМИРОВОМ.
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ Владимир Светославич, всея России Самодержец, помощию Всемогущаго Бога просветивши всю свою Российскую Землю святым крещением, идолы вся и кумирницы искоренивши, Церквей же Святых много наздавши, Веру православную распространивши и крепко утвердивши, богоделей много построивши, и всякими потребами и нуждами милостивно и изобильно удовольствовавши, по толиких добродетелех своих в мире Господу Богу предаде дух свой, с Псаломником глаголя: в руце твои, Боже мой, предаю дух мой , и преселися от земнаго к Небесному Царствию лета от создания Мира 6525, а от рождества Христова 1017 , месяца Июля дня 15 в Берестове; царствова лет 35, в неверии лет 8, а окрестившися 27. Святополк же погребе его в гробе мармуровом с великою жалостию и плачем всего народа в Церкви каменной Пресвятыя Богородицы Десятинной в Киеве, юже сам созда. Потом между Святыя, яко Апостола, его вчиниша и с Церковию Святою память преставления его дня 15 Июля почитати уставиша. Глава его ныне в Святой Великой Чудотворной Лавре Печерской Киевской предлагаема в велицей Успения Пресвятыя Богородицы Церкве бывает в день памяти его всем и во прочие дни, егда кто желает, к лобзанию.