ЧЕХИЯ И ПОЛЬША ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 80-90-х годов X в.Книги / Западные славяне и Киевская Русь в X-XI вв. / ЧЕХИЯ И ПОЛЬША ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 80-90-х годов X в.Страница 8
Аргументацию В. Регеля еще более ослабляет то обстоятельство, что и поправленный им привилей св. Вой-теха оказывается тем не менее документом, находящимся в явном противоречии со списком оломуцких епископов, так как относимое списком на трений год епископства Войтеха объединение Чехии и Моравии в рамках одной .церковной организации никак не попадает на 983 г. В. Регелю приходится вносить соответствующие исправления и в Granum catalog вновь предполагая канцелярскую ошибку65.
Остроумная, “о все же довольно фантастическая гипотеза В. Регеля не нашла поддержки даже среди самых упорных сторонников подлинности исследуемой грамоты 66.
Третий аргумент, заставляющий считать предъявленный епископом Яромиром привилей св. Войтеха подделкой, заключается в 'следующем. В грамоте, приписываемой св. Войтеху, прямо указывается, что Пражское епископство ab initio обнимало Чехию и Моравию ( . quod Pragensis episcopatus . ab initio per totum Boemiae ac Moraviae ducatum unus et integer constitutus .). Между тем, в одном из документов 976 г. среди суффраганов майнцкого архиепископа, наряду с пражским, упоминается и моравский епископ67.
Не менее показательно, что о существовании самостоятельного моравского епископа знал и Козьма Пражский. Под 1067 г. он записал в своей хронике: “Рассказывают, однако, что был в Моравии еще до времен Севера68 какой-то епископ, кажется, по имени Врацен”6Э.
Как правильно отмечает К. Потканьокий, эти слова Козьмы не следует толковать в том смысле, что Врацен управлял своей епархией непосредственно перед вступлением епископа Севера на пражскую кафедру в 1030 г. Козьма указывает только на сам факт, что в Моравии был некогда до Севера отдельный епископ70.
Само собой разумеется, то обстоятельство, что ничего не изгеетно о дальнейшей судьбе моравского епископства т X в. и что упоминание о нем в документе 976 г. и хронике Козьмы Пражского являются единичными, не дают права делать вывода, как это сделал И. Калоусек71, что данный аргумент, направленный против тезиса о подлинности привился св. Войтеха, не может быть признан обоснованным72. Наоборот, обоснован он, на наш взгляд, как нельзя более серьезно, принимая во внимание состояние источников.
Пусть это епископство просуществовало даже очень короткое время — существа дела это изменить не может. Гораздо важнее, что епископство это было основано одновременно или почти одновременно с пражским и было подчинено, как и пражское, майнцкому архиепископству73. Не более убедительными представляются и соображения В. Новотного, пытавшегося изобразить упомянутого в 976 г. моравского епископа обычным мис-сийным епископом74, поскольку они не только не подтверждаются, но и прямо противоречат приведенным выше данным. Что касается В. Регеля, то он лишь использовал показания грамоты 976 г. в совокупности с сообщениями списка оломуцких епископов для того, чтобы дополнительно обосновать свою неудачную датировку привился св. Войтеха 983 г.75
Наконец, четвертый основной аргумент, приводившийся для доказательства подложности Учредительной грамоты, приписываемой св. Войтеху. На этом аргументе особенно настаивал К. Потканьский. Спор Яромира с оломуцким епископом Яном из-за Моравии длился целых двадцать лет. Спор этот специально рассматривался в Римской курии. Однако нет никаких признаков, чтобы Яромир когда-либо до 1086 г. пытался представить в оправдание своих претензий пресловутый привилей се. Войтеха. Отсюда, делает вывод К- Потканьский, следует, что либо до этого времени такого привилея вообще не было, либо, если он и был, то Яромир ясно представлял себе, что ссылки на него в Риме, где хорошо знали обстоятельства основания пражской епархии, не дадут каких-либо результатов 7fr.
Этот последний аргумент, взятый отдельно, нельзя, по-видимому, признать бесспорным. Оя может приниматься во внимание лишь в связи с первыми тремя. И вот по каким основаниям. Происшедшее в 1062 г. разделение пражской епархии было официально санкционировано Римским престолом, :как это явствует из письма папы Григория VII к моравским князьям Отто и Конраду в 1079 г. Поэтому ссылки на какие-либо предшествующие этой санкции Рима документы не могли предрешить судебного приговора папы77. Ведь известно, что lex posteriori deiogat priori.