За отечество свое стоятельКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / За отечество свое стоятельСтраница 4
Корни веча как института восходят к глубокой древности, уходят в недра первичной формации. Но вече, как и другие исторические явления, не неподвижно во времени и пространстве. «С переменами . в социальной структуре . менялось и учреждение: племенное вече эпохи первобытного строя отличалось от волостного веча второй половины XI—XII вв.».
Известное нам по источникам XI-XII вв. вече — достаточно сложный организм: непременными участниками вечевых собраний «были высшие лица: князья, церковные иерархи, бояре, богатые купцы. Нередко они руководили вечевыми собраниями. Но руководить и господствовать — вовсе не одно и то же»." «Древнерусская знать не обладала средствами для подчинения веча». Вече «встречалось во всех землях волостях», оно и было «верховным органом власти городов-государств», т.е. тех политических единиц, из которых состояла Древняя Русь после перехода от племенного к территориально-общинному строю.
Вече и до Фроянова привлекало большое внимание историков всех направлений. Но Фроянову первому удалось четко показать три основные черты вечевой организации: во-первых, ее генетическую связь с архаическими племенными собраниями, во-вторых, гетерогенный, а следовательно, и всеобщий характер веча, в котором участвовали все полноправные люди — от князя до рядового общинника, в-третьих, всеобщее распространение вечевых собраний как верховного органа власти древнерусского общества.
Народный (т.е. демократический в точном и истинном смысле слова) характер вечевых собраний, решающая роль свободных общинников на этих собраниях определялись реальным местом свободного общинника в социальной структуре Киевской Руси. «Народные ополчения являлись становым хребтом военной организации», а «вооруженный общинник — плохой объект для эксплуатации».
Таковы основные выводы из изучения социально-экономических и социально-политических отношений в Киевской Руси. «Ясно одно: прежние однозначные характеристики общества Киевской Руси отошли безвозвратно в прошлое». И данная И. Я. Фрояновым характеристика строя Киевской Руси как строя общинного, а не феодального, тоже далеко не однозначна. И сама древнерусская община, и государственность, основанная на этой общине, рассматриваются не в статике, а в динамике. Исследователь стремится увидеть не набор фотографий, а движущуюся киноленту. Явления развиваются, взаимодействуют, переливаются одно в другое, появляются новые явления, имеющие свою специфику и также переживающие процесс развития. «Классовое общество в домонгольской Руси еще не сложилось, хотя процесс классообразования обозначился вполне». Но это означает, что общинный строй Киевской Руси есть не некая неподвижная самодовлеющая сущность, а нить, несущая в себе постепенно прорастающие зерна нового общественного строя. Общинный строй — закономерный исходный этап процесса развития Русской земли, ее социально-экономических и политических отношений. Этот диалектический подход к рассматриваемым явлениям — одна из самых сильных сторон в научном творчестве Фроянова.
При всем внимании, которое он уделяет социально-экономическим отношениям— первичному слою всякого общества, наибольший интерес И. Я. Фроянова вызывают вопросы надстроечного характера — прежде всего проблема русской государственности. Этот интерес проходит лейтмотивом через все его творчество. И надо признать, что именно разработка проблемы государственности в наибольшей степени раскрывает суть научного творчества Фроянова и определяет его место в исторической науке.
«Древнерусское государство сложилось в условиях доклассовых общественных связей». Этот тезис, вытекающий из исследования социально-экономических и социально-политических отношений Киевской Руси, является, на мой взгляд, наиболее важным, несмотря на дальнейшую смягчающую формулировку автора («стало инструментом классового господства. когда Русь из общинной превратилась в феодальную»). Из этого тезиса, в частности, вытекает, что государство как таковое вовсе не является с необходимостью орудием классового господства, хотя может нести и эти функции. Но поскольку эти функции не обязательно присутствуют, постольку они вторичны и не определяют сущность государства как категории. Именно такое — с необходимостью вытекающее из анализа древнерусской государственности — понимание государства является наиболее перспективным при изучении более поздних этапов развития Русского государства.