За отечество свое стоятельКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / За отечество свое стоятельСтраница 7
Итоги наблюдений И. Я. Фроянова над российской государственностью до революции 1917 г. подведены в очерке «Романовы и традиционные основы русской государственности» (доклад на конференции 1995 г. «Дом Романовых в истории России»).
Трагедия, постигшая нашу страну в ушедшем теперь веке, имеет корни в расхождении власти и этики. Самодержавная власть имела не договорный, не конституционный базис, а базис нравственный. И когда «власть, устроенная ранее милостью и изволением Божим, стала доступной . многомятежному человеческому хотению», она потеряла ту харизму, тот ореол, то живое начало, которым она была создана и которым держалась. Расхождение власти и этики вызвало внутреннее отчуждение народа и власти. Бани каркасные под ключ каркасные бани под ключ.
Пока сохранялось единство государя и государства, единство царя и народа, пока Россия следовала своей «старине», своим исконным началам, она была непобедима, отказ от этих начал может быть только катастрофой. Русский государь мог быть только самодержавным — отцом своих подданных или никаким. Монархия в России может существовать только как «источник высшей справедливости, не формальной, а жизненной и житейской». Если монархия перестает быть таким источником, она теряет самое себя, самый смысл своего существования.
«Веками русское общество сохраняло веру в помощь и поддержку со стороны царя и государства» — именно на этой вере родилось и стояло Русское государство. Эта народная вера, эта необъятная власть царя-самодержца возлагает на него необъятную ответственность. Он не может отказаться от своей власти, как отец не может отказаться от своих сыновей. Трагедия начинается тогда, когда необъятная власть не по плечу ее носителю, когда личный облик этого носителя и его фактическая деятельность перестают соответствовать тому, чем они должны быть, — тому нравственному идеалу, которому они должны следовать.
И. Я. Фроянов создал целостную концепцию русской государственности, построив ее не на социально-экономическом, не на социально-политическом, а на нравственном фундаменте. В этом его коренное отличие и от большинства предреволюционных историков, и от историков советского периода. Всякая концепция, т.е. всякое объяснение исторических явлений, по необходимости ограничена и не может адекватно охватить все бесконечное многообразие реального исторического мира. Ограничена и концепция Фроянова, но у нее есть бесспорные преимущества — она стремится проникнуть в самую суть, в духовную основу государственности. И в общих чертах делает это успешно. Не экономический кризис, не поражение на полях сражений — потеря веры привела русское самодержавие к гибели, а нашу страну— к катастрофе. «Цель войны— мозг неприятельского главнокомандующего» — сказал английский военный мыслитель Лиддл-Харт. В более широком смысле на этом тезисе основана стратегия психологической войны. Народ, сохраняющий веру, можно уничтожить, но нельзя победить. Народ, потерявший веру, можно уже и не уничтожать — это не народ, а население, которое будет лизать сапоги победителям, отречется от своего «я» и превратится в безродных беспамятных манкуртов.
Когда же началось нисхождение нашей страны? И.Я. Фроянов этого вопроса прямо не ставит. Но ответ более или менее однозначно вытекает из всей его концепции.
Первые признаки кризиса, еще пока слабые, можно наблюдать в XVIII в. Тогда конструкция земско-самодержавного, земско-общинного государства стала деформироваться с усилением бюрократического и ослаблением земского начала, в еще большей мере — с освобождением дворянства от обязательной службы и предоставлением ему таких привилегий, которые фактически выводили его за рамки русского народа, при одновременном крайнем усилении крепостного права. И исчезновение «симфонии» между царской властью и церковью, и превращение царского трона в игрушку заговорщиков, и разительное несоответствие между случайными дамами-императрицами и народным идеалом справедливого и мудрого царя-батюшки — все это подтачивало и социальную, и нравственную основы самодержавия. Но оно еще держалось. Держалось народной памятью и традицией, держалось успехами в победоносных войнах.
XIX век принес новые разочарования. Царская власть не смогла найти адекватного ответа на новые проблемы русской жизни. Поражение в Крымской войне, половинчатые и не всегда хорошо продуманные реформы, развитие либерализма и нигилизма в «образованном обществе» и все большее отдаление этого «общества» от «народа» (термины того времени) — все это больше и больше расшатывало народную веру — основу русской государственности . Требовались решительные, радикальные меры, чтобы с опорой на традицию вести государственный корабль дальше. Но шапка Мономаха оказалась слишком тяжела. Гром грянул с воцарением последнего русского императора . Настало время разбрасывать камни .