За отечество свое стоятельКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / За отечество свое стоятельСтраница 6
Прямым продолжением очерка о возникновении монархии является очерк «О возникновении русского абсолютизма». Значительное место в нем занимают вопросы терминологии. По мнению исследователя, «нет достаточно веских оснований противопоставлять самодержавие абсолютизму, а последний — деспотизму, они совпадают в самом существенном, характеризуя власть монарха в качестве неограниченной». Некоторые отличия между ними — «различия фасадов, а не сооружений, оттенки количества, а не качества». Такое определение не представляется бесспорным, но в сущности, является компетенцией автора очерка — главное, чтобы он свою терминологию последовательно выдерживал, а он это делает.
Более существенен вопрос о сословном представительстве. Этот вопрос И. Я. Фроянов трактует однозначно: «Специфические особенности Земских соборов и местных сословно-представительных учреждений в России свидетельствуют о неправомерности суждений насчет русской сословно-представительной монархии. Точнее было бы назвать Россию той поры неограниченной монархией с сословно-представительными учреждениями». С этим мнением можно согласиться. Суть в том, что сословия в России имели другую природу, другое происхождение и играли другую роль, чем в Западной Европе. Модель сословно-представительной монархии, выработанная на западноевропейском материале, для русской действительности не подходит (хотя и имеет некоторое сходство в деталях). Прав был В. О. Ключевский, которого цитирует автор очерка: «Народное представительство возникло у нас не для ограничения власти, а чтобы найти и укрепить власть». Земский собор не конкурент и контрагент государя, а орудие его и помощник. В этом— одна из принципиально важных характерных черт русской государственности: «Русская самодержавная монархия была самодержавной в полном смысле слова. Она не ассоциировала себя с «правовым государством, а непосредственно отождествляла интересы государства с интересами государя, единство и неразложимость личности государя и его государства» в полном соответствии с нравственным законом православия. «Договорная» монархия для русского человека такой же нонсенс, как семья, основанная на «договоре» между отцом и его детьми.
Из этой нерасторжимости вытекает патернализм — одна из характернейших черт русской государственности. Это забота не столько об «общем благе», сколько — теоретически — о благе каждого: каждый может обращаться к государю, минуя закон, минуя все инстанции. И может иметь надежду, что будет услышан и защищен. Такое отношение, конечно, не вытекает из писаного закона, и в сущности, противоречит ему. Закон — условен, власть государя — над законом, не укладывается в рамки закона и потому безусловна. Государь облечен властью необъятной.
Но можно ли назвать эту власть «деспотичной» в общеупотребительном значении этого слова? «Люби правду и милость и суд праведен» — поучал своего наследника основатель Российского самодержавного государства. Государь не подчиняется законам человеческим, но он должен быть
(не может не быть) справедлив и милостлив. Он не должен (не может!) преступать высшего, надчеловеческого закона— Закона Божьего, воплощенного в православии, вся власть его основана на Законе. Именно так мыслит свое государство и своего государя православный русский человек.
Один из наиболее удачных очерков посвящен Ивану III. В его правление «завершается формирование монархии в России . в отличие от князя Дмитрия [Донского], стесненного удельной системой и повязанного еще московским боярством, самодержец Иван приобретает всю полноту власти». Ивана III «можно рассматривать как государственного деятеля, запрограммировавшего политическое развитие России на многие столетия».Первый государь всея Руси «понимал огромную важность идущих из старины традиций общинного самоуправления, и потому закон детально содействовал укреплению земских начал общественной жизни».
«Из глубины веков Иван III подает нам пример гибкого взаимодействия централизованной . власти и местного самоуправления. Собранная государем сильная центральная власть, опирающаяся на самодеятельные местные союзы, составляет своеобразие русской истории. Ослабление того или другого всегда было чревато неустройством и потрясениями .»
Увидев в Иване III «выдающегося созидателя и устроителя России, разрешившего насущные проблемы, вставшие перед страной, и давшего ход ее дальнейшему развитию», И. Я. Фроянов отдал справедливую дань памяти одного из величайших деятелей нашей истории. Но еще важнее, что он сумел в этом очерке впервые определить одну из основных особенностей российской государственности, сочетание сильной центральной власти и местного самоуправления. Именно это сочетание только и может обеспечить жизнеспособность огромной многоэтничной страны. Земско-самодержавный строй, сложившийся при Иване III, — вот что пришло на смену ушедшему в прошлое княжеско-вечевому строю.