Девять императоровКниги / Архитектура имперского Киева / Девять императоровСтраница 1
Петр великий
МАЗЕПИНСКОЕ БАРОККО
Елизавета Петровна
ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ БАРОККО
Екатерина великая
ПРОГРАММА КЛАССИЦИЗМА
Павел I
РЕГУЛЯРСТВО
Александр I
АМПИР
Николай I
НИКОЛАЕВСКИЙ КЛАССИЦИЗМ
Александр освободитель
СТИЛИЗАЦИИ
Александр III
ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ
Николай II
НОВЫЕ СТИЛИ
Любая империя стремится к известным образцам, копируя внешние формы и жесты. Однако лишь задним числом можно увидеть сообразность в основных чертах и периодах становления империй.
Так, если уподобить Российскую империю историческому первообразу — империи Римской, — то среди ключевых фигур императоров отождествляемы лишь Пётр I с Помпеем, добившимся не предусмотренного конституцией положения главы Рима — принцесса, овладевшим экстраординарной властью — imperium maus. Екатерина II подобна Юлию Цезарю, решительно расширившему пределы империи. Александр I сравним с Августом, реализовавшим полноту императорского владычества.
Действительно, центром империи, чувствительным нервом и олицетворением ея был император. Он, как Король-Солнце, освещал всех и вся, всему давая свое имя. И если нас интересуют более детальные штрихи в подъеме и падении империи, особенно в том, что касается города и его архитектуры, внимательнее рассмотрим черты императоров с их стилем и влиянием на строительную практику.
Существеннейшее влияние на внешние ориентиры державы, на ее внутреннюю жизнь и на формы этой жизни оказали девять императоров из четырнадцати российских.
Хотя правда и то, что в конце империи, последние полстолетия, сама инерция государства в большей степени формировала очередного самодержца, нежели его собственная воля — империю.
МАЗЕПИНСКОЕ БАРОККО
С началом царствования Петра /(1672—1725) совпадает второй мощный подъем Киева в XVII столетии. Позади остались тяжелые десятилетия непрестанной нужды и неустойчивости, так называемая Руина, когда город жил среди "следов былого величия". Конец XVII—начало XVIII века — настоящий расцвет Киева. При упрочившейся защищенности от Польши гетман и старшины принялись за восстановление былого благолепия православных храмов и святынь.
Город оделся в роскошные одежды мазепинского барокко. Это было счастливое время созвучия стиля эпохи и барочной сущности города, его пространственной структуры. Замечательно точное "попадание" стиля в место.
Барокко как стиль не линейно-плоскостно, а живописно-рельефно. Не статично, но динамично. В больших объемах барокко не мыслит себя без контекста.
Взаимодействуя с окружением, выделяется главное, расставляются акценты, делается ансамбль, целое. И такая ансамблевость — принципиальная черта стиля. В свою очередь ландшафт Киева предельно динамичен, далек от плоскости. Пространство его подобно итальянскому пейзажу со всегда присутствующей естественной декорацией, террасами живописных холмов, своеобразным задником сцены. Архитектурная конструкция города похожа на театральное столкновение гротескных декораций, культурных символов, драматических героев. В свой барочный период Киев еше умещался в те пределы, когда строительные инновации были соразмерны разломам и вспучиваниям его сложного ландшафта. Каждое каменное здание, заметное и дорогостоящее, включалось в большую картину, становилось акцентом, проясняя изначальную суть и красоту земли.
Мазепинское барокко — католическая струя, сломленная волей "народной правды", православия.
1. Перспектива Киево-Пенерской крепости. Рисунок 1783 года.
Ученость, всеохватность и универсализм религии, приложенные к киевской традиции, дали барокко
Киевское барокко усложняет, возносит, экзальтирует пробуждение и формы национального ренессанса начала XVII века.
Региональное барокко вписывает умение местных мастеров в сложноорганизованную, вычурную, безграничную форму.
В барокко оживает дух порыва, язычества, демон дохристианской мистики, украинского веселья, но не взвешенной простоты Возрождения или сложновыученного многословия академистов.