Девять императоровКниги / Архитектура имперского Киева / Девять императоровСтраница 4
По плану предполагалось разместить весь Киев на возвышенности от Печерска до Старого города, а Подол со временем вообще ликвидировать. Мысль касательно Подола, кажущаяся сегодня столь абсурдной, тогда не была лишена оснований, о чем свидетельствуют частые вынужденные переселения с Подола во время опустошительных наводнений на протяжении всего XIX века. К тому же в 1811 году перенаселенный Подол, большей частью деревянный, выгорел дотла, после чего был-таки "урегулирован": вместо запутанной средневековой сетки улиц и переулков он получил мерно расчерченную смирительную рубашку в стиле "империи".
А екатерининский план сыграл свою роль. С него началась полувековая история классицистической перепланировки, задавшей городу новую размерность и новую форму.
РЕГУЛЯРСТВО
Вступивший на трон Павел /(1796—1801), во всех начинаниях супротивный своей матери, начал было с либеральных реформ. В 1799 году Киеву возвращено упраздненное екатерининским Городовым положением Магдебургское право, в честь чего был воздвигнут первый по западным меркам киевский памятник — колонна на месте легендарного крещения Руси.
Сменив внешнеполитические ориентации Екатерины II, поддерживавшей антиреспубликанскую европейскую коалицию против Франции, Павел стал ориентироваться на последнюю. Однако в воздухе запахло не республикой, а палочной муштрой. И хотя царствование его было недолгим (возмущенное равновесие царедворцев чрезвычайно ускорило очередной переворот), военное строительство в Российской империи необычайно оживилось. Строительство киевского Арсенала, растянувшееся на двенадцать лет, при Павле было коротко завершено. За два года.
Поддерживая идеологическую основу и скрепу империи — православие, — Павел I "благоволил изъявить уважение к тому предмету сего богоспасаемого града, который всегда прежними и древними всероссийскими монархами благоговейно был почитаем, то есть на святую чудотворную Киево-Печерскую лавру" (М.Берлинский, 1800). В итоге на лаврское строительство были выделены большие средства.
Но и Арсенал располагался в лавре, и Лавра находилась в крепости.
4. Арсенал в Киево-Печерской лавре, инженер И Миллер, 1784-1798 годы. Рисунок Н.Б.Закревскосо, 1864 год.
АМПИР
Время Александра /(1801—1825) в архитектуре — это ампир, чистота стиля империи. Полное соответствие сущностному содержанию порождает нейтральность формы по отношению к месту Архитектура втягивается в окружающий ландшафт, следуя за городом. Ампирные формы не сочетаются с другими, не дополняются иными стилями. Ампир не сочетаем, не дополнителен, а нейтрален. Это чистое дыхание формы, которая самодостаточна и всеуместна, то есть универсальна
При Александре I империя набирает полноту и адекватность имперской идее во всех своих формах, в том числе внешних. Это проявилось и в облике самого императора: ясный взгляд раздвоенность мыслей и завершенность действий. Александр 1 снял парик и начал либеральные реформы — царь, издавший Указ о вольных хлебопашцах. После французских пристрастий Павла Александр был ввергнут в патриотический ажиотаж 1812 года Ему достался триумф покорителя Парижа. Победа в войне с Наполеоном нагромоздила горы оружия и превратила все разнообразие шлемов, сабель и пушечных ядер в стиль империи — "ампир". Формы более монументальны и холодны, ясность переходит в строгость. Теперь Александр I не либерал, а учредитель Священного союза держав-победительниц, и его десница, карающая и дающая. — аракчеевские военные поселения.
В Киеве улицы наполнились домами с портиками, ампирными особняками. Имя Александровской получили обновленная магистратская площадь Подола и главная улица, связанная ее с Царским дворцом. Сбылись предначертания Екатерины II: дворец получил плац-парад в окружении присутственных мест и прочих губернских заведений, оброс аристократическим районом Липки с ортогонально решетчатым планом и фактически стал центром города.