Девять императоровКниги / Архитектура имперского Киева / Девять императоровСтраница 8
Сегодня, увы, большинство из них безвозвратно утеряны.
НОВЫЕ СТИЛИ
Ходынское вступление на царство Николая II (1894—1917) завершило надрыв империи. Во многих проявлениях его время было провидением иного нового.
Вдруг обнаружилось отставание всех существовавших программ развития страны от запросов нового времени. Империя в изумлении разглядывала собственное разрушение.
Трагедия императора заключалась в рефлексивной отстраненности от дел. "Отсутствие царя при его как бы существовании, тоже вещь сама по себе очень страшная. . Николай Александрович Романов, человек, — чуть-чуть был: бледная тень, и даже в приятных очертаниях" (З.Гиппиус, i923) Царь увлекся фотографией, позволяющей лишь отражать мир.
Единство было окончательно утрачено, все распадалось на неостили и подстили, на частные составляющие.
Даже наряд императора с осознанными заимствованиями анахронизмов напоминал приказчика из модной лавки: короткая борода "or Алексея Михайловича", андреевская лента "от Петра I Алексеевича", эполеты "от Александра I Павловича" и шитый золотом воротник в стиле арнуво. Такая разобранность выказывала отсутствие направляющей идеи и неспособность к целенаправленному действию.
Соответственно и архитектурная работа переместилась в декорирование, в точную стилизацию, в предъявление внешности. Отсюда и острые обсуждения стиля — как максимального соответствия не только времени, что пытался осуществить "модерн", но и месту, функции, даже отдельному событию. В пику гражданским инженерам, столь быстро занявшим передовые позиции в строительстве после реформ Александра II, на рубеже XIX и XX столетий выделился особый профессионал — "архитектор-художник", могущий грамотно оперировать чистыми стилями, уместно и качественно декорировать любую ситуацию.
В 1900 году Николай II посетил Киев и присутствовал на открытии Городского музея древностей и искусств "имени" императора Николая Александровича. При подготовке к высочайшему посещению центральная лестница музея была украшена коврами, пальмовыми ветвями и драпировками в сочетании желтого, черного и белого цветов. "Ничего больше в этом месте делать не следовало бы, дабы не измельчить впечатление", — подчеркивал В. Городецкий, главный декоратор и архитектор первого киевского здания в "чистом греческом стиле", заботясь прежде всего об оформлении впечатления".
Целостность, новое единство города теперь могли удерживаться лишь искусственно. Именно такой целостности добивались изобретатели нового стиля. Однако поиски модерна были обречены на скорое забвение, ибо там, где речь идет о стилях, нет стиля. "Стилевая" работа проявила состояние империи, вступившей в полосу самоанализа. Вслед за неорюсом появились имперские неоклассицизм и неоампир. Рефлексивными вариациями имперского стиля в Киеве 1910-х годов были, в частности, неопенессанс Городской библиотеки и Русского банка для внешней торговли; модернизированный ампир Педагогического музея Цесаревича Алексея и Высших женских курсов: и даже неончколаевский классицизм Публичной библиотеки и Алексеевско-го кадетского корпуса. Возможности аранжировки стилей, мастерство стилизаций неимоверно развились уже в предшествующий период. Теперь не просто "струнный" перебор стилей и даже не игра вариантов их обоснованности, а определение конкретных оснований выбора стиля в конкретных случаях сделало абсурдным само существование исторического стиля в архитектуре, предуготавливая его уход, замену, исчезновение.
Город рубежа веков устремился в пригороды, дачи, окраины. Собирала его транспортная инфраструктура и экономика. Окрестности приобрели рабочий вид. Зато в центре Новый Киев восстановил
11. Вид с Троицкой площади (ныне пл. Республиканского гтадиона) на панораму Всероссийской выставки 1913 года в Киеве. Планировка архитектора Ф.Э.Вышинского (генплан).