Девять императоровКниги / Архитектура имперского Киева / Девять императоровСтраница 6
Именно в таких стройках империя в полную силу переживала себя. Планировочное подавление города ставило вопрос о необходимости преодолеть крепостные границы междуречья Лыбеди и Днепра, традиционных пределов Киева. Новые пути сообщения — Кадетское, Брест-Литовское, Дарницкое шоссе и Цепной мост — предоставили такую возможность. Как и империя, город начал перерастать себя.
Шагом к поражению империи как государства стала Крымская война (1853—1856). В предсмертных судорогах угасал и весь николаевский классицизм. Выразительным памятником измельчания стиля в Киеве возводились новые Присутственные места. Здесь от классицизма взята лишь схема, довольно удачно сработавшая в Старом городе, связав Софиевский и Златоверхо-Михайловский монастыри. А в самом здании, кроме симметрии и иссушенных сандриков, от былого ампира не осталось и следа. В Киеве появилась дюжина своих архитекторов из Императорской Академии художеств, украшавших фасады "сухариками". Сила покинула имперский стиль.
Империя замерла в ожидании основательных перемен.
6. Памятник Николаю I (на месте нынешнего памятника Т.Г.Шевченко), скульптор М.А. Чижов, архитектор В.Н.Николаев, 1891-1896 годы. Фотолитография С.В.Кульженко, 1900-е годы.
7. Николаевский цепной мост (на месте нынешнего моста метро), инженер Чарлз де Виньоль, 1848-1853 годы. Фотолитография С.В.Кулъженко. 1900-е годы.
СТИЛИЗАЦИИ
Царствование Александра II (1855—1881) началось с проигрыша Крымской войны, со спада империи. Перелом произошел. Авторитет самодержавия подорван, дворянская аристократия унижена. Новое разночинное общество воодушевилось машинным прогрессом Запада, искренне возмущаясь азиатчиной крепостничества. Великие реформы, начиная с Манифеста об отмене крепостного нрава (1861), заняли первую половину правления Александра II. Вторая половина ознаменована освобождением Балкан от турок. Идейный исток и заветная цель империи — Царьград — был как никогда близок: мирный договор с турками подписывался в Сан-Стефано близ Стамбула (1878). Но империя уже не та. С мундира "государя-освободителя" исчезли ленты и орденские звезды. Эполеты заменены погонами, облик царя опростился. Былая напыщенность и преисполненность империи исчезли. В стране возобладали предпринимательство, общедоступность, железные дороги. Динамичная рациональность и трезвый расчет пришли на смену пассивному служению и бюрократической субординации.- Киев обуржуазился. Практицизм, стремление к преуспеванию, независимость во взглядах начали сказываться и в его внешности. С. прокладкой первых железных дорог и оживлением в 1870-е годы промышленности город пережил первый строительный бум. Новая фигура в этом строительстве — гражданский инженер, настоящий базаров архитектуры. Строились в основном двухэтажные обывательские дома из кирпича. Более дюжины кирпичных заводов не ведали нужды в застройщиках. А новые строения все более служили для сдачи квартир внаем и извлечения, таким образом, прибыли: вырабатывался новый тип доходного дома. Теперь не классицистические идеалы правили предпочтениями домовладельцев, а удобство и привлекательность. Скромные фасады — своеобразный строительный "бидермайер" (Александр II, к слову, ориентировался на романтическую Германию) — украсились гипсовыми завитками различных исторических стилей.
8. Городская дума на Думской пл. (сегодня Майдан Незалежности), архитектор А.Я. Шиле, 1874-1876 годы. Фото 1900-х годов.
Через стилизации началось возвращение в барочную живописность города.
Примечательно, что царю, при котором Киев начал возвращаться к своим плюралистическим и жизнерадостным основаниям, в городе было поставлено три памятника, чего не удостоился ни один другой монарх: часовня на Царской площади (1872) "в память спасения жизни Государя Императора Александра Николаевича 4 апреля 1866 года" — речь о железнодорожном крушении; бюст в саду Института благородных девиц "любвеобильному отцу от Киевского Института" (1880); помпезный многофшурный монумент на той же Царской площади "Царю-Освободителю благодарный Юго-Западный край" (1911). Но настоящими архитектурными памятниками этого царствования стали здания первого вокзала в стиле сдержанной английской готики и Городской думы в барочном стиле Людовика XIV.