Владимир и его братьяКниги / Киевская Русь. Страна, которой никогда не было?: легенды и мифы / Владимир и его братьяСтраница 14
Так почил великий Владимир, крестивший Русь, славный и своим государственным умом, и своей христианской добротой и смирением. Православная церковь причислила благочестивого князя к лику святых и дала наименование равноапостольного. Мощи его, покоившиеся в Десятинной церкви рядом с телом великой княгини Анны, умершей на четыре года раньше, были при нашествии татар скрыты вместе с гробом и затем обретены под развалинами храма в 1631 году; при этом были взяты из гроба некоторые части мощей; ныне честная глава равноапостольного князя находится в великой церкви Киево-Печерской лавры, челюсть — в московском Успенском соборе, а ручная кисть — в соборе Святой Софии в Киеве».
Итак, Владимир Святославич родился в 942 году, умер в 1015 году в 73 года.
Официальная версия, почерпнутая из «Истории государства Российского» (М., 1996), гласит:
«X век русской истории — наиболее важная эпоха для понимания истоков русской государственности.
В этой связи повышенный интерес вызывает Владимир, живой облик которого во многом заслонялся житийным образом «святого». А ведь если обратиться к первоисточникам или объективным исследованиям о нем, то перед нами предстанет во всей своей противоречивости подлинное лицо киевского князя — полководца, дипломата, государственного деятеля.
Сын Святослава и рабыни, Владимир с помощью родни сумел стать князем в Новгороде. Затем он захватил Полоцкую землю. И, наконец, опираясь на варяжские войска, нанятые им на Балтике, сверг с великокняжеского престола киевского князя Ярополка и превратился в верховного властелина Руси.
В дальнейшем Владимир Святославич приобрел большой авторитет уже как полководец. В 982 году он совершил два победоносных похода на свободолюбивых вятичей. В 983 году Владимир совершает поход на прусское племя ятвягов «и победи ятвягы, и вся землю их», как об этом свидетельствует автор «Повести временных лет».
Эти военные акции способствовали расширению границ государства и укреплению власти Владимира. Однако самому князю и его окружению постоянно приходилось сталкиваться с недовольством и сопротивлением покоренных народов, не желавших быть рабами князя. Жизнь настоятельно требовала идеологического оправдания почти ничем не ограниченной власти князя. Помимо этого, появилась насущная необходимость выхода Руси на европейскую политическую арену и равноправного ее там присутствия, что было невозможно для языческого государства.
Владимир принимает решение принять христианство в качестве новой государственной религий. Во время его встреч с греческим духовенством подолгу обсуждались условия перехода Руси в православие. Владимиру хотелось иметь под рукой независимую от Константинополя церковь, однако пришлось согласиться с тем, что на высшие церковные должности будут назначаться греческие иерархи.
«Крещение Руси» летописцы и церковные историки представляют как «чудо» перехода целого народа в новую Христову веру. Вот как описывает летописец устроенное Владимиром крещение киевлян: «На следующий же день вышел Владимир… на Днепр и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь. Попы же совершали молитвы, стоя на месте».