Владимир и его братьяКниги / Киевская Русь. Страна, которой никогда не было?: легенды и мифы / Владимир и его братьяСтраница 5
Впоследствии на месте их убийства была выстроена Десятинная церковь, а мощи отрока Иоанна перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерской лавры, где они почивают и поныне. Не имеющие детей прибегают к нему с молитвой о чадородии; где находятся мощи Феодора — неизвестно.
Убийство варягов — Иоанна и отца его, Феодора, — произвело сильное впечатление на Владимира. С тех пор он чаще стал задумываться над вопросами религии и все более и более охладевал к язычеству. Конечно, он должен был видеть все преимущества веры Христовой над своей, тем более что в Киеве среди купцов и других жителей было много христиан еще со времен Аскольда и Ольги; попадались они даже и в рядах княжеской дружины: их чистая жизнь, сравнительно с языческой, резко кидалась всем в глаза.
Сомнения князя в истине языческой веры, которую он до сих пор так ревностно исповедовал, стали скоро известны всем. И вот к нему начинают являться камские болгары, исповедовавшие магометанство, хазары — иудейского закона, немцы, принявшие латинство и поддавшиеся Папе Римскому, и, наконец, православные греки. Все стали выхвалять свою веру и уговаривать могучего русского великого князя перейти в их закон со всем русским народом. «Ты, князь, мудрый и смышленый, — говорили ему камские болгары, — а закона не знаешь. Прими наш закон и поклонись Магомету». — «А в чем ваша вера?» — спросил их Владимир. «Мы веруем в Бога, — отвечали они, — а Магомет учит нас; творите обрезание, не ешьте свинины, вина не пейте, и по смерти Магомет даст каждому по семидесяти прекрасных жен». Выслушав их внимательно, Владимир решил: «Питие есть веселие Руси; не может без того быти». Затем пришли немцы от Папы и стали его уговаривать принять католичество. «А какая заповедь ваша?» — спросил их Владимир. «Пощенье по силе, — отвечали немцы. — Если же кто пьет и кто ест, то все во славу Божию, говорит учитель наш Павел». — «Ступайте домой, — сказал им на это Владимир, — отцы наши этого не приняли».
После немцев пришли к Владимиру хазарские евреи. Чтобы унизить христианскую веру, они начали говорить великому князю, что христиане веруют в того, кого они распяли. «Мы же веруем, — продолжали они, — в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковлева». — «А что у вас за закон?» — спросил Владимир. «Обрезание, — отвечали хазары, — свинины не есть, ни зайчатины, субботу хранить». — «Где же находится ваша земля?» — продолжал князь. «В Иерусалиме», — получил он ответ. «Там ли вы теперь живете?» — задал тогда им вопрос Владимир. «Наш Бог прогневался на наших отцов, — сказали евреи, — и за грехи наши рассеял нас по всем странам; землю же нашу отдал христианам». — «Как же вы других учите, а сами отвержены Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и ваши законы, то не рассеял бы по чужим странам. Или думаете, что от вас и нам то же принять?» Наконец, и греки прислали к Владимиру ученого мужа. Муж этот вначале рассказал по порядку лживость и заблуждения других вер. Магометанство он изобразил так, что Владимир плюнул и сказал: «Не чисто это дело». Затем о католичестве ученый муж сказал, что это такая же вера, как и греческая, но есть неисправления, и служат на опресноках, когда Господь повелел служить на хлебах, так как, разломив хлеб, Он сказал ученикам на Тайной вечере: «Сие есть Тело Мое, ломимое за вы». Выслушав эти речи ученого грека, Владимир сказал ему: «Ко мне приходили жиды хазарские и говорили: немцы и греки в того веруют, кого мы распяли на кресте». На это грек ответил так: «Воистину в Того веруем, ибо так пророчествовали и пророки: один — как Господу нашему суждено родиться, а другие — что быть Ему распяту и погребенну, а в третий день воскреснуть и взойти на небеса. А евреи таких пророков избивали, а когда все сбылось по пророчеству и Господь сошел на землю и принял распятье, а затем воскрес и вознесся на небеса, Он ожидал их покаяния сорок шесть лет, но не покаялись они; и послал тогда Бог на них римлян, и разрушены были города их, самих же рассеял по разным странам, где и работают».