Владимир и его братьяКниги / Киевская Русь. Страна, которой никогда не было?: легенды и мифы / Владимир и его братьяСтраница 23
К сожалению, русские летописи ничего не сообщают о битве между Аттилой и Владимиром Святославичем. А жаль!
Сообщение о Гертните и Дитрихе Бернском мы поместили особняком, так как сведения из этого документа никак не состыковываются с сообщениями русских летописей. Вообще вызывает удивление тот факт, что иностранцы постоянно пишут какую-то иную историю, полностью не совпадающую с версией русской летописи. И лишь с XV века История становится единой.
Но вернемся к нашему Владимиру и его бабушке — Ольге.
«Кости же ея великий князь Владимир, внук ея, по крещении своем, за святыя поднесе, и в святых число есть вписана чрез патриарха Сергия» (Рукописный Синопсис Ундольского № 1110, л. 90 об.).
«Самодержец Владимир с первосвятителем Леонтием, и с ними же собор священный и лик иноческий, и множество народа, и вси вкупе со иконами и кресты, и со свещами, и фимиамом торжественно шествие творяху со усердием до места, идеже бе погребено тело святое блаженныя Ольги; и дошедше велеша окопати землю, и обретоша святую имущу уды по образу лежаща, и ничтоже от первого образа изменися, и ничем же неврежено, и бяше цело и со одежею. И благовейно касаются сим святым мощем, иже на то ученени. Равноапостольный же Владимир со архиереом и прочии с ним целоваша святыя сии мощи, от радости слез множество от очию испущающе… и преложена бысть в новую раку, и несоша ю в соборную церковь… и на уготовленное место славно и честно поставлена бысть честная рака с нетленными мощьми блаженныя Ольги, от нея же многа чудеса и исцеления содевахуся благодатию Христовой. В пренесении в церковь и в положении во гроб, и в поставлении на уготованном месте, и прочая лета, от них же едино да речется. Бяше над гробом ея оконце на стене церковней, и всем приходящим ко святым ея мощам, с верою само оконце отверзается, и явно зряху целы и нетленны лежаща святыя мощи блаженныя Ольги, светяхусяяко солнце, и яцем же кто недугом одержими бываху, ту исцеления получаху, и здравы отхожаху в домы своя…
А иже кто с маловерием приходяй, и тем не отверзашеся само оконце то; аще же кто и в самую церковь внидет с таковым малодушием, сумняся в сердце своем, и ничто же не увидит святых ея мощей, точию гроб един» (Степенная Книга, 1, с. 39–40).
Владимир, как утверждает Виктор Тороп (Чудеса и Приключения, 5,98), был крещен еще при рождении весной 962 года, получив крестное имя Иаков, но позднее отпал от церкви и снова стал язычником.
Однако сведения господина Торопа ненадежны, тем более что родился Владимир в 942 году, а не в 962-м.
Владимиру посвящены главы 72–74 в книге VII «Хроники» Титмара Мерзебургского (? — 1018). Как и последующее описание усобицы Владимировичей, эти уникальные сведения имеют первостепенное значение для историков Древней Руси — и не просто как детальное свидетельство современника событий (Титмар работал над хроникой в конце жизни, в 1012–1018 годах). Дело еще и в том, что вторая половина правления Владимира (от завершения строительства Десятинной церкви в 996 году и до смерти князя 15 июля 1015 года) чрезвычайно скудно освещена древнерусскими источниками. Все, что известно об этом периоде из «Повести временных лет», исчерпывается, в сущности, несколькими краткими записями о кончине тех или иных представителей княжеского семейства. Сказанное, равно как и труднодоступность русского перевода соответствующих фрагментов (целиком хроника Титмара на русский язык никогда не переводилась; касающиеся Руси отрывки переводились и публиковались неоднократно, но эти переводы часто неточны и рассеяны по старым или редким изданиям), заставляет нас привести полностью отрывки, касающиеся Владимира.