Владимир и его братьяКниги / Киевская Русь. Страна, которой никогда не было?: легенды и мифы / Владимир и его братьяСтраница 16
В книге В. А. Руднева, посвященной Владимиру, он предстает символом национальной гордости, самобытности и независимости.
Многочисленные данные свидетельствуют, что христианство стало распространяться на Руси еще задолго до того, как княжеский престол занял Владимир. А крещение Руси в 988 году можно назвать лишь государственным актом. В последнее время появилось много работ о введении христианства, в которых сопоставляются факты и легенды и высказываются различные гипотезы.
Как же проводил крещение Владимир? Д. С. Лихачев считает, что крещение на Руси не обошлось без насилия. Но в целом распространение христианства было довольно мирным.
В работах по истории Древней Руси Б. А. Рыбакова, Б. Д. Грекова, В. В. Мавродина личность и деятельность князя Владимира рассматриваются с различных точек зрения.
Объединяет большинство исследований одно: главную заслугу крещения Руси полностью и безоговорочно приписывают князю Владимиру. «Учитывая то, что музыка, живопись, архитектура, литература в Древней Руси стали развиваться под влиянием христианства и государство вышло на новый политический уровень, трудно переоценить влияние новой религии и заслуги Владимира».
А теперь попробуем разобраться во всем сами.
Ф. А. Браун сообщает, что в исландской традиции Ольга представлена в двух образах — мудрой старой матери Владимира и его жены.
Е. А. Рыдзевская считает этот вывод весьма правдоподобным.
Если вспомнить, Ольге приписывались в мужья: Рюрик, Олег, Игорь, Святослав. Почему бы ей не взять на свою душу еще один грех?
Киев в то время был окружен рвом 4 метра глубиной и 6 метров шириной, валом и частоколом. При Владимире ров был засыпан и вырыт новый, позволивший расширить город.
«Находки куфических монет Верхнего Поволжья, Оки, Верхнего Поднепровья более древние по составу, чем киевские. Основное направление восточной торговли в VIII–IX веках не захватывало Среднего Поднепровья. Торговые связи Киева и Среднего Поднепровья со Средней Азией начали развиваться тогда, когда Волжский торговый путь уже начал хиреть и значение его стало падать. Находки византийских монет IX–X веков в Киеве тоже крайне редки (их всего штук 40 против сотен восточных дирхемов). Малое число монет Византии свидетельствует о незначительных связях с Византией» (Каргер М. К. Древний Киев. М.; Л., 1958. С. 124–125).
Путь шел «из варяг в хазары» — в Скандинавии обнаружено более 40 000 арабских дирхемов, византийских же монет всего 200, то есть 0,5 %.
В Киеве IX–X веков никаких следов христианства не обнаружено.
Отмечается ничтожное количество любых византийских предметов до XI века.
Естественно, Киев, стоявший на окраине хазарского государства, мелкий захолустный городок, не привлекал Владимира, обосновавшегося в Новгороде, который был крупным торговым центром на пути из Поволжья в Северную Европу.
Но… ступени истории:
942 год — дата рождения будущего великого князя Владимира Святого.
989 год. Заложена в Киеве первая каменная церковь Св. Георгия (патрона Ярослава Мудрого).