Период княжеских усобиц. Сыновья Ярослава МудрогоКниги / Киевская Русь. Страна, которой никогда не было?: легенды и мифы / Период княжеских усобиц. Сыновья Ярослава МудрогоСтраница 10
Однако и этим двум князьям удалось недолго посидеть в Тмутаракани. После двух лет заточения на острове Родосе, в 1080 году, Олегу посчастливилось бежать; он подступил к Тмутаракани и при помощи приведенных с собой людей овладел ею; затем, казнив всех, кого мог захватить из лиц, причастных к убийству брата Романа, предложил Давиду и Володарю выйти из Тмутаракани».
Игумен Даниил в своем «Хождении» называет «князя Олега-Михаила» между Давидом Святославичем и Панкратием Ярославом Святославичем, то есть в окружении родных братьев — черниговских князей. Дополнительными аргументами в пользу того, что он был тмутараканским князем, могут служить определяемые временем княжения Олега Святославича в Тмутаракани серебряные монеты с изображением архангела Михаила и надписью: «Господи, помози рабу своему Михаилу», а также серия новгородских печатей, которую мы относим к сыну Олега Святославича — Николаю-Святославу Олеговичу. На этих печатях патрональное изображение самого Святослава (св. Николай) сочетается с патрональным изображением его отца (архангел Михаил).
Князь Олег-Михаил Святославич родился в середине XI века. Первое упоминание о нем в летописи относится к 1076 году, когда он выступает уже во главе войска. До этого времени он в течение какого-то периода (но не ранее 1073 года) был волынским князем, около 1076 года его вывел из Владимира-Волынского Всеволод Ярославич. В 1078 году Олег ненадолго овладевает Черниговом, но после битвы на Нежатиной Ниве вынужден бежать в Тмутаракань. В следующем году он был увезен хазарами «за море» в Царьград и до 1083 года находился в Византии. Игумен Даниил в начале XII века слышал на Родосе рассказы местных жителей о пребывании среди них русского князя Олега в течение двух лет и двух зим. В 1083 году, по возвращении из Византии, Олег захватывает Тмутаракань и княжит там до 1094 года, затем осаждает Владимира Мономаха в Чернигове и возвращает себе черниговский стол. В 1095–1096 годах, во время войны с Мономахом, Олег подчиняет себе Муром и Рязань. По решению Любецкого съезда 1097 года за ним закрепляются в качестве вотчин Новгород Северский и Курск. Умер Олег Святославич в 1115 году.
Источники не сообщают подробностей ни относительно жены Олега Святославича, ни относительно времени рождения его пяти сыновей. В этой связи представляется правильным давать самую общую датировку по печатям Феофано Музалон (последняя треть XI — начало XII века).
Феофания Музалон называет себя в период владения Тмутараканью ее супруга, Олега Святославича Черниговского, архонтиссой Росии.
Говорят, что своей супруге Олег передал город Росия, что напротив Тмутаракани на Крымском берегу (именно там будет найден «Тмутараканский камень»).
На печати Олега-Михаила, когда он, обосновавшись на берегах Боспора, заключил антирусский союз с кочевниками и противопоставил себя коалиции русских князей, написано: «Архонт Матархи, Зихии и Хазарии». Это означает, что Олег был всехазарским ханом.
Связывая, вслед за А. В. Соловьевым, печать архонта Михаила с князем Олегом Святославичем, мы не можем не отметить своеобразия его титула, запечатленного в легенде буллы. Избрав этот титул, столь отличный от традиционного титула архонта России, Олег Святославич как бы поставил себя вне сообщества русских князей, подчеркнув особое положение своих тмутараканских владений в системе русских земель.
Ha 1094 год полностью прекращаются русские летописные сведения о Тмутараканском княжестве. Некоторые источники, освещающие наступивший после этой даты период, отражают весьма своеобразное состояние наследия князя Олега. Цитированное А. П. Кажданом письмо жившего на рубеже XI–XII веков болгарского архиепископа Феофилакта полководцу Григорию Тарониту недвусмысленно говорит о проникновении Византии в области, где в момент составления письма существовали «греческие города между рекой Танаис и Меотидским озером». Сообщение писателя первой половины XII века Нила Доксопатра свидетельствует о распространении церковной юрисдикции константинопольского патриарха «до Херсона, Хазарии, Готии, Халдии, Авасгии, Ивирии и Алании». И вместе с тем показания Идриси засвидетельствовали существование в Матрахе еще в середине XII века самостоятельной династии Олуабас. Исследователи с достаточным основанием предполагают в этих загадочных «Олуабас» наследников Олега Святославича.