Советская историография древнерусской народности
Книги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Советская историография древнерусской народности
Страница 11

Наконец, установлен окончательно тот факт, что древнерусская народ­ность являлась общим предком трех более поздних славянских народно­стей — русских, украинцев и белорусов.

Итак, налицо бесспорные успехи, достигнутые современной советской наукой в области изучения истории древнерусской народности. Но было бы ошибочно думать, что все проблемы решены исчерпывающе и окончатель­но. Некоторые важнейшие вопросы, относящиеся к древнерусской народ­ности, нуждаются в дальнейшем исследовании. Нельзя, например, переоце­нивать значение территориально-общинных связей у восточных славян в VI-IX вв. как одного из существенных условий складывания древнерусской народности Родоплеменной строй в указанное время еще господствовал в восточнославянском мире Признание этого факта ставит перед необхо­димостью внесения коррективов в датировку начального этапа формирова­ния древнерусской народности

Предстоит выяснить и степень влияния древнерусской государствен­ности на образование древнерусской народности, поскольку новейшие представления об этом базируются на вызывающем сомнение тезисе о го­сударственном единстве Руси, которая якобы уже в конце X в конституи­ровалась в раннефеодальную монархию Как показывает анализ источни­ков, в X столетии под гегемонией Киева в Восточной Европе сложился грандиозный межплеменной союз, а отнюдь не раннефеодальная монар­хия Сплоченность этого союза была весьма относительной К тому же на исходе X в достаточно четко обозначились признаки его деградации

Есть веские причины, чтобы возражать также против слишком прямо­линейной и жесткой зависимости возникновения древнерусской народно­сти от процессов классообразования, доказываемой современными иссле­дователями В Киевской Руси классы еще не сложились, а народность уже существовала Судя по всему, начало формирования народности относится к тому периоду, когда родоплеменные порядки сменяются террито­риальными А происходит это в результате разложения родоплеменных от­ношений. Крушение родоплеменного строя падает на конец X — начало XI столетия. То было время глубокой «деструкции замкнутых родовых ячеек», неудержимого распада родовых связей, перехода «от верви-рода к верви-общине от коллективного родового земледелия к более прогрессивному тогда — индивидуальному» Не случайно в Киеве во времена княжения Владимира Святославича встречаются нищие и убогие — явный признак разложения родовых коллективов Эти неимущие люди послужили источ­ником возникновения такой разновидности рабства, как холопство Образо­вание холопства, комплектуемого за счет соплеменников, стало мощным фактором распада родовых отношений При том же князе Владимире на Руси умножились разбои, т е всевозможные преступления Традиционная родовая защита, следовательно, уже не обеспечивала внутреннего мира, что также свидетельствует о кризисном состоянии родового строя Древняя Русь вступала в новую, переходную эпоху от доклассового общества к классовому, которую А И Неусыхин, применительно к западноевро­пейским странам раннего средневековья, именовал «дофеодальным перио­дом» Складывающаяся в этот период социальная организация с присущей ей общинностью без первобытности (без родовой архаики) дала мощный импульс процессу формирования древнерусской народности

При такой постановке вопроса мы должны вести речь о взаи­мозависимости, взаимообусловленности классообразования и последую­щего развития древнерусской народности Но этот процесс имел место за пределами истории Древней Руси и протекал в XIV-XV вв, когда древне­русская народность превращалась в великорусскую, украинскую и белорус­скую народности

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

Меню сайта


Copyright © 2010 www.kievstyle.ru