Советская историография древнерусской народностиКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Советская историография древнерусской народностиСтраница 11
Наконец, установлен окончательно тот факт, что древнерусская народность являлась общим предком трех более поздних славянских народностей — русских, украинцев и белорусов.
Итак, налицо бесспорные успехи, достигнутые современной советской наукой в области изучения истории древнерусской народности. Но было бы ошибочно думать, что все проблемы решены исчерпывающе и окончательно. Некоторые важнейшие вопросы, относящиеся к древнерусской народности, нуждаются в дальнейшем исследовании. Нельзя, например, переоценивать значение территориально-общинных связей у восточных славян в VI-IX вв. как одного из существенных условий складывания древнерусской народности Родоплеменной строй в указанное время еще господствовал в восточнославянском мире Признание этого факта ставит перед необходимостью внесения коррективов в датировку начального этапа формирования древнерусской народности
Предстоит выяснить и степень влияния древнерусской государственности на образование древнерусской народности, поскольку новейшие представления об этом базируются на вызывающем сомнение тезисе о государственном единстве Руси, которая якобы уже в конце X в конституировалась в раннефеодальную монархию Как показывает анализ источников, в X столетии под гегемонией Киева в Восточной Европе сложился грандиозный межплеменной союз, а отнюдь не раннефеодальная монархия Сплоченность этого союза была весьма относительной К тому же на исходе X в достаточно четко обозначились признаки его деградации
Есть веские причины, чтобы возражать также против слишком прямолинейной и жесткой зависимости возникновения древнерусской народности от процессов классообразования, доказываемой современными исследователями В Киевской Руси классы еще не сложились, а народность уже существовала Судя по всему, начало формирования народности относится к тому периоду, когда родоплеменные порядки сменяются территориальными А происходит это в результате разложения родоплеменных отношений. Крушение родоплеменного строя падает на конец X — начало XI столетия. То было время глубокой «деструкции замкнутых родовых ячеек», неудержимого распада родовых связей, перехода «от верви-рода к верви-общине от коллективного родового земледелия к более прогрессивному тогда — индивидуальному» Не случайно в Киеве во времена княжения Владимира Святославича встречаются нищие и убогие — явный признак разложения родовых коллективов Эти неимущие люди послужили источником возникновения такой разновидности рабства, как холопство Образование холопства, комплектуемого за счет соплеменников, стало мощным фактором распада родовых отношений При том же князе Владимире на Руси умножились разбои, т е всевозможные преступления Традиционная родовая защита, следовательно, уже не обеспечивала внутреннего мира, что также свидетельствует о кризисном состоянии родового строя Древняя Русь вступала в новую, переходную эпоху от доклассового общества к классовому, которую А И Неусыхин, применительно к западноевропейским странам раннего средневековья, именовал «дофеодальным периодом» Складывающаяся в этот период социальная организация с присущей ей общинностью без первобытности (без родовой архаики) дала мощный импульс процессу формирования древнерусской народности
При такой постановке вопроса мы должны вести речь о взаимозависимости, взаимообусловленности классообразования и последующего развития древнерусской народности Но этот процесс имел место за пределами истории Древней Руси и протекал в XIV-XV вв, когда древнерусская народность превращалась в великорусскую, украинскую и белорусскую народности