Советская историография древнерусской народностиКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Советская историография древнерусской народностиСтраница 2
Выявляя признаки для различения и определения народности вообще и древнерусской народности в частности, А Е. Пресняков называет антропологические приметы, язык, территорию и государственную организацию Однако во главу угла он поставил культурно-психологические особенности, отдав дань буржуазной социологии начала XX в.
В советской историографии вопрос о древнерусской народности занял одно из центральных мест Правда, в первые годы ее развития научное понимание термина «народность» отсутствовало. Теория К. Маркса, Ф Энгельса и В. И. Ленина об этапах этнической эволюции общества не сразу вошла в нашу науку. Данное положение хорошо прослеживается на исследованиях о восточных славянах, русских Несмотря на то, что историки прибегали к термину «народность», они все же не вкладывали в него того научного смысла, который принят сейчас. Вот почему для обозначения этнического образования восточных славян в период Киевской Руси использовались самые различные наименования «русский народ», «русские», «русские славяне», «славяне», «восточные славяне». А. А. Шахматов считал возможным говорить даже о «русском племени» Насколько далеко ученые стояли от проблемы образования древнерусской народности, свидетельствует тот факт, что древнерусское общество X в. изображалось некоторыми авторами не как консолидирующееся в этническом отношении общество, а как распадающееся на многочисленные племена, упоминаемые Повестью временных лет.
Установившееся вскоре господство учения о языке Н. Я. Марра с его стадиальностью в развитии речи, четырехчленным анализом и прочими вещами отодвинули решение вопроса о сущности и характере этнических образований в эпоху разложения первобытнообщинного строя. Пришли в движение яфетические предки восточных славян «эт-рус-ки», «рас-ены», восходящие к одному из четырех элементов «рош», этнические категории, ставшие социальными, и наоборот, т. е понятия, присущие «новому учению о языке».
На протяжении 30-х годов данный вопрос оставался все еще в тени Он не был даже поставлен в прямой и ясной форме Это объяснялось, кроме указанного влияния учения Н. Я. Марра, еще и тем, что главные усилия наших исследователей были сосредоточены тогда на изучении социально-экономического и политического строя Киевской Руси.
Наглядный тому пример — работы Б. Д Грекова, хотя в его трудах, появившихся в обозначенное время и позднее, фигурирует термин «русский народ». Б Д. Греков отмечал, что «русский народ» выступает на исторической сцене в VI в., что он являл собой не отдельные племена славян Восточной Европы, а более широкое объединение, хотя определения ему автор не дает, подчеркивая лишь этническое единство русского народа в киевский период его истории и указывая на то, что Киевское государство «способствовало слиянию славянских племен в единый русский народ», причем понятия «восточные славяне» и «русский народ» выступают у него как равнозначные. Лишь в одном месте Б. Д. Греков говорит о народности, указывая, что этногенический процесс завершился «формированием славянской народности». Он отмечает две этнические единицы — племя и народ." Термином «древнерусский» историк пользуется, но только по отношению к языку «Древнерусский язык, — по его мнению, — местный славянский язык» 'Б. Д. Греков подчеркивает единство русского языка киевских времен, в первую очередь литературного языка, чувство единства Руси и русского народа, заканчивая эти свои соображения выводом: «Киевское государство— колыбель великорусского, украинского и белорусского народов».
Таким образом, по отношению к восточному славянству киевских времен Б. Д. Греков применял термин «русский народ». То же самое мы встречаем в работах Н. С. Державина, который одну из своих книг так и озаглавил — «Происхождение русского народа» В ней он заявляет, что восточнославянские племена в целом составляют «русский народ» В другой книге Н. С. Державин также утверждал, что восточные славяне образуют «собою в целом русский народ».'