Советская историография древнерусской народностиКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Советская историография древнерусской народностиСтраница 4
Д. С. Лихачев, исследуя процесс возникновения русской литературы, затронул некоторые аспекты, связанные с древнерусской народностью. Он полагает, что «с развитием феодального строя и распадом отношений родового общества определился переход от восточнославянских племен к единой древнерусской народности». При этом «процесс образования древнерусской народности начался, по-видимому, задолго до появления раннефеодального древнерусского государства. Внешним проявлением этого процесса складывания восточнославянских племен в древнерусскую народность являлось возникновение у них различных политических объединений, как, например, государственного объединения дулебов и др.». Д. С. Лихачев говорит о языковой, экономической, территориальной, психической и культурной общности древнерусской народности. Но, в отличие от нации, перечисленные элементы общности древнерусской народности не были устойчивы." Отмечая тот факт, что русская литература XI—XIII вв. выросла «на единой основе древнерусской народности», Д. С. Лихачев подчеркивает, что литература, в свою очередь, «способствовала сложению этой народности, создавая ту общность культуры, которая является одним из необходимых признаков образования народности, а затем и нации».
В 1954 г. наша страна отмечала трехсотлетие воссоединения Украины с Россией. К празднованию были опубликованы тезисы ЦК КПСС, где говорилось: «Русский, украинский и белорусский народы ведут свое происхождение из единого корня — древнерусской народности, создавшей древнерусское государство — Киевскую Русь». Интерес ученых к проблеме древнерусской народности активизировался. Вышло в свет несколько работ на эту тему, написанных М. Н. Тихомировым, А. И. Козаченко, В. И. Довженком и др.
Статья М. Н. Тихомирова носила название «Значение Древней Руси в развитии русского, украинского и белорусского народов». Большое значение в деле формирования древнерусской народности М. Н. Тихомиров придавал экономическим связям и сознанию единства Руси и русских. Вместе с тем он указывает на общность языка и территории как на характерные признаки древнерусской народности.
Что касается В. И. Довженка, то он уже в 1953 г. выступил с докладом «К вопросу о сложении древнерусской народности», где замечал, что временем формирования народности является период разложения первобытнообщинного строя и перехода к классовому обществу. По убеждению В. И. Довженка, этническая общность восточных славян середины I тысячелетия н. э., т. е. эпохи антов, «не была еще народностью». Киевское государство сыграло определенную роль в формировании древнерусской народности, но в основе ее лежала культурная и этническая общность. В. И. Довженок полагает, что единство древнерусской народности было нарушено не феодальной раздробленностью, а татарским нашествием. Однако в более поздней статье В. И. Довженок относит начало образования древнерусской народности именно ко временам антов.
Данью времени выглядит утверждение В. И. Довженка о том, что «вопрос о сложении древнерусской народности является новым» и будто бы «постановка его стала возможной только после выхода в свет труда И. В. Сталина по языкознанию». Что вопрос о древнерусской народности отнюдь не являлся новым и поставлен был в нашей советской исторической науке до 1950 г., свидетельствует, хотя и косвенно, сам В. И. Довженок, полемизируя с В. В. Мавродиным, работы которого о древнерусской народности были опубликованы за пять лет до дискуссии о языке.
Первый опыт дать историографию древнерусской народности предпринял А. И. Козаченко. Он отметил, что В. В. Мавродину принадлежит первенство в постановке вопроса о древнерусской народности. По словам А. И. Козаченко, древнерусскую народность характеризуют общность языка (при этом в его формировании большую роль сыграл язык письменности), территории, которая в значительной мере была обусловлена образованием Древнерусского государства, а также общность экономическая, религиозная и сознание единства всех русских людей. Формирование древнерусской народности А. И. Козаченко подразделяет на три этапа: 1) V1I-IX вв. — период образования и начала развития древнерусской народности; 2) X— первая половина ХШ в. — расцвет древнерусской народности; 3) вторая половина ХШ в. — распад древнерусской народности.