Советская историография древнерусской народностиКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Советская историография древнерусской народностиСтраница 3
Первая постановка вопроса о древнерусской народности имеет место в работах В. В. Мавродина. В монографии «Образование Древнерусского государства» (1945 г.) автор пишет о древнерусской народности прежде всего народность слились все восточнославянские племена, он выделил и характерные для древнерусской народности единство языка, территории, культуры, психического склада, сознание единства всех русских. В книге о Древнерусском государстве, в которой целая глава (VII) названа «Древнерусская народность», он писал, что одним из важнейших явлений, связанных с Киевской Русью, с образованием и развитием Древнерусского государства, является складывание восточного славянства в древнерусскую народность. На смену племени, этнической категории первобытного общества, вместе с утверждением на Руси феодальных отношений приходит иная, более совершенная этническая категория — народность. С течением времени в древнерусскую народность слились все племена и территориально-этнические объединения восточных славян. Эти же соображения высказывались им в лекции, прочитанной в 1957 г. в Ленинградской партийной школе.
Значительное воздействие на изучение древнерусской народности оказали открытая «Правдой» дискуссия по вопросам языкознания и публикация работы И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания». Появление этой работы наложило резкий отпечаток на характер изучения специалистами проблем истории древнерусской народности. Догматическое следование сталинским положениям на некоторое время парализовало творческое исследование вопроса древнерусской народности. Были предприняты усилия рассматривать их в свете высказываний И. В. Сталина о развитии языка и складывании наций.
В первую очередь здесь необходимо упомянуть труды Б. А. Рыбакова. В одном из них автор определяет народность как этническую общность эпохи формирования рабовладельческого или феодального общества, возникшую на основе давнего языкового родства. Признаками народности он считает общность языка (при наличии диалектов), территории, культуры, хозяйственной жизни и наличие экономических связей. Древнерусской народности предшествовала единая славянская народность II—IV вв. н. э., которой принадлежит Черняховская культура. Русская (древнерусская) народность начала обособляться и формироваться на востоке Среднего Приднепровья в V-VII вв. В IX-X вв. «завершился ранний период формирования древнерусской народности», который был закреплен образованием Древнерусского государства.
Затем выходит новая работа Б. А. Рыбакова «Проблема образования древнерусской народности в свете трудов И. В. Сталина». В этой статье автор повторил определение древнерусской народности, сформулированное им ранее, уточнив его характеристикой экономических связей, изображаемых в форме, присущей феодальному хозяйству. Он говорит о формировании древнерусской народности в X-XI вв. лишь после того, как окончательно исчезли летописные племена. Б. А. Рыбаков уточняет и само наименование народности, рекомендуя «во избежание путаницы» называть ее не «русской», а «древнерусской». Развивая свою мысль о превращении восточных славян в народность на востоке Среднего Приднепровья в V-VII вв., автор высказывает предположение, согласно которому ядром древнерусской народности IX-X вв. явился союз восточнославянских «племен руси» VI—VII вв. Дальнейший ход этой мысли имел место в статье Б. А. Рыбакова «Древние русы», опубликованной в 1953 г. В ней воспроизводится прежнее определение понятия «народность», подчеркивается роль Древнерусского государства в укреплении единства древнерусской народности. По мнению Б. А. Рыбакова, началом складывания древнерусской народности следует считать VI-VII вв., а оформлением ее — IX-X вв. Зачатки этого процесса отложились в так называемых «древностях русов» («древностях антов» А. А. Спицына) на востоке Среднего Приднепровья.
Одновременно с Б. А. Рыбаковым по вопросам истории древнерусской народности выступил А. Н. Насонов, который подчеркивал огромную роль в формировании восточнославянской или древнерусской народности политического фактора— появления Древнерусского государства, слившего воедино северную и южную группы восточнославянских племен. В монографическом исследовании, посвященном изучению образования территории Древнерусского государства, А. Н. Насонов замечает, что в данном исследовании он не рассматривает сюжет о древнерусской народности, сложившейся примерно в VI-XI вв., но сама формулировка, высказанная им, дает основание считать, что для обозначения восточных славян эпохи Киевской Руси автор принимает термин «древнерусская народность».