Хозяйственные занятия населения Древней Руси в советской историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Хозяйственные занятия населения Древней Руси в советской историографииСтраница 13
Нельзя, конечно, думать, что все вопросы нашли одинаково убедительное решение. Некоторые из них все еще остаются спорными, дискуссионными. Вызывает, скажем, разногласия вопрос о времени появления пашенного земледелия в лесной зоне Восточной Европы, заселенной славянами, о соотношении здесь огневой и пашенной систем, о различиях земледельческого хозяйства в лесной и лесостепной полосах. Ведутся споры о происхождении сохи и ее эволюции, о том, когда появилось на Руси паровое земледелие.
Особенно сложны проблемы, связанные с интерпретацией влияния земледельческого хозяйства на ход социальной истории. Тут, к сожалению, встречаются упрощения, прямолинейность. Высказывается, например, мнение о преобразующей социальной роли паровой системы земледелия, которая препятствовала «дальнейшему» развитию «первичных форм рабства», способствовала возникновению «феодальной кабалы», заметно изменяла «положение крестьянина-общинника и вместе с тем преобразовала поземельные отношения внутри сельской общины». На основе сведений, относящихся к технике и системам земледелия, складываются порой представления о характере семейной организации у восточных славян. Такая жесткая и непосредственная зависимость социальных явлений от сдвигов в земледельческом производстве едва ли когда-нибудь существовала.
Правда, можно утверждать, что прогресс в полеводстве содействовал (разумеется, не сразу, а по прошествии определенного времени) распаду рода. С большой же семьей все обстояло значительно сложнее. Несмотря на широкую практику пашенного земледелия, в Киевской Руси доминирующей формой семьи являлась большая семья. Значит, возросший уровень производительных сил в земледелии не имел автоматическим следствием всеобщий распад и разложение большой семьи. В России она продержалась до XIX столетия, продемонстрировав не только свою бытовую стойкость, но и экономическую целесообразность. Кооперация труда в производстве более эффективна, чем его распыление в виде малых индивидуальных семей. Не случайно, что еще в XIX в. преимущества большой семьи как производственного коллектива обращали на себя внимание современников.
В. И. Ленин в своем труде «Аграрный вопрос в России к концу XIX века», тщательно проанализировав подворные исследования земской статистики, писал: «Мы видим, что с повышением хозяйственной состоятельности дворов безусловно правильно повышается размер семьи. Ясно, что многосемейность является одним из факторов крестьянского благосостояния. Это бесспорно».
Мы не должны забывать и социально-политических моментов, способствовавших сохранности в Киевской Руси больших семей. При неразвитости государственной, публичной власти и вытекающей отсюда ее слабости защиту интересов индивида перед внешним миром осуществлял коллектив, членом которого он являлся. Таким коллективом наряду с общиной и была большая семья. Именно большая семья являлась прежде всего гарантом безопасности сородичей. Инструментом обеспечения безопасности была кровная месть, существование которой в Киевской Руси, думается, не вызывает сомнений.
Распад большой семьи и утверждение малой в глобальном, так сказать, масштабе наблюдаются позднее, в московский период русской истории. В основе этих перемен лежал, разумеется, экономический фактор: высокий уровень пашенного земледелия с паровой системой, позволявший успешно хозяйствовать индивидуальной семье. Но он возымел действие не сам по себе, а в сочетании с другими факторами, среди которых наиболее существенными были, по крайней мере, три. Первый из них заключался в быстром росте феодализма, принимавшего зачастую форму закладничества и патроната, скрепляемых нередко иммунитетным дипломом, выданным землевладельцу великим князем. Под покровом феодальной зависимости земледелец приобретал известную безопасность от возможных покушений со стороны на его жизнь и личные права. Иными словами, функция защиты индивида перед внешним миром, присущая ранее большим родственным коллективам, теперь как бы переходила к сильным мира сего— крупным феодалам: князю, боярину, церкви, монастырю. Это, конечно, не могло не воздействовать ослабляющим образом на большесемейные узы. Второй фактор состоял в значительном усилении публичной власти, что давало ей возможность с большей эффективностью осуществлять меры по достижению внутреннего мира. Данное обстоятельство также ослабляло большесемейные связи, делая в значительной мере ненужной большую семью в качестве коллективного защитника своих членов. Наконец, третий фактор видится в глубоких демографических сдвигах, вызванных нашествием татар на Русь. Под его ударами и в результате возобновляющихся татарских походов на русские земли (достаточно сказать, что с 1273 по 1297 г. татары 15 раз нападали на Северо-Восточную Русь) население пришло в движение и стало сниматься с насиженных мест, устремляясь на север и северо-запад Восточной Европы. Это была массовая миграция, а нередко — паническое бегство от лютых кочевников, несущих смерть и опустошения. Размещение населения претерпело значительные изменения. В ходе этих переселений рвались прежние общинные связи, расшатывались старые семейные основы, что подрывало жизнеспособность большой семьи. В создавшихся новых условиях и возобладала экономическая необходимость, упрочившая в конечном счете малую семью. К исходу XV в. малая семья в русском обществе заняла господствующее положение. Однако большая семья вплоть до XIX в. так или иначе сохранялась, регенерируя по традиционной модели, генетически восходящей к древней семейной организации. Да и над малой семьей долго довлели правовые нормы большой семьи, выражавшиеся в праве преимущественной покупки родичами земель, являвшихся наследственным достоянием, а также в праве родового выкупа земли, отошедшей на сторону, в чужие руки.