Хозяйственные занятия населения Древней Руси в советской историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Хозяйственные занятия населения Древней Руси в советской историографииСтраница 25
Нам кажется, что восточнославянское ремесло VIII—IX вв следует характеризовать как общинное. К сожалению, вопрос об общинном ремесле у восточных славян как этапе развития ремесленного производства со всеми присущими ему особенностями разработан в историографии крайне неудовлетворительно. Это, конечно, обедняет наши знания о восточнославянском ремесле. Славяно-русская археология, между тем, располагает необходимыми данными для решения этого вопроса в положительном аспекте. На поселениях восточных славян VIII—IX вв., которые мы относим к родовым поселкам, археологи находят ремесленные мастерские Обнаружены также целые поселения ремесленников, занятых металлургией. Некоторые исследователи видят в этом признак перерастания общинного ремесла в товарное. Однако и ремесленные мастерские на территории поселений и поселки ремесленников соответствуют стадии общинного ремесла
Появление мастеров-профессионалов, олицетворявших выделение отдельных видов ремесла в самостоятельную отрасль хозяйства, оказалось возможным, разумеется, благодаря наличию прибавочного продукта, обусловленного прогрессом полеводства, нашедшем выражение в утверждении пашенного земледелия взамен подсечной системы. Выделившееся ремесло, в свою очередь, благотворно влияло на развитие земледелия. Но не профессионализация ремесла, а успехи земледельческого производства прежде всего послужили причиной разрушения родовой общины. Рост производительности труда в земледелии сделал ненужным существование родовой общины как хозяйственной единицы. В конце концов род распался на большие семьи (большесемейные общины), ставшие производственными ячейками древнерусского общества.
На исходе X — начале XI вв. на Руси завершается в основном разложение родоплеменного строя. Общественную жизнь охватывают территориальные связи, вытесняя родственные. Если раньше ремесленник, будучи членом рода, не мог покинуть его, то после гибели родовой общины он получил свободу действий, и ремесленники устремились к городам, которые предоставляли им удобства и как пункты обмена, и как убежища на случай опасности. Начался быстрый рост ремесленного населения в городах, интенсивное развитие посада. Древнерусское ремесло вступило в новую фазу своей эволюции, превращаясь в более специализированное и, следовательно, более совершенное. Какое-то время оно, судя но всему, еще ориентировалось на заказ. Но постепенно древнерусское ремесло приобретает черты мелкотоварного производства, стимулируя внутренний обмен, апогей которого падает на ХП столетие. Воздействие ремесленной промышленности на развитие социальных отношений неизмеримо возрастает. Города делаются центрами ремесла и торговли. Они получают ведущую экономическую, социальную и политическую роль. Расцвет ремесла, освобожденного от пут родовой общины, подъем внутренней и внешней торговли — все это разъедало общество, создавая богатство на одном полюсе и бедность на другом. Возникали предпосылки классового общества, начинался процесс классообразования.
Другая проблема, на которой необходимо остановиться, упирается в толкование города как изначального центра ремесла и торговли. Предшествующий обзор мнений ученых о развитии ремесла и торговли у восточных славян и в Киевской Руси показывает, что многие исследователи воспринимают эти отрасли хозяйственной деятельности как важнейшие признаки города с момента его зарождения. Такой взгляд нам представляется сомнительным, несмотря на его общепризнанность.
Заметим, кстати, что историки древних обществ уже приступили к пересмотру укоренившихся взглядов о городе— неизменном центре ремесла и торговли. Так, В. И. Гуляев, изучавший города-государства майя, имея в виду упомянутые взгляды, говорит: «Мне представляется, что в данном случае роль ремесла и торговли в возникновении и развитии древнейших городов, будь то на Ближнем Востоке или в Мезоамерике и Перу, несколько преувеличена. Видимо, вначале, когда города образовались на базе еще сравнительно слабо развитой техники и экономики раннеклассовых обществ эпохи неолита и бронзового века, основным конституирующим элементом их населения в большинстве случаев были, вероятно, концентрировавшиеся в них представители слагавшихся господствующих классов и государственной власти, жившие за счет эксплуатации зависимого земледельческого населения . Ремесло и обмен начинают играть все большую роль в этих древнейших городах лишь на последующих, более поздних этапах развития. Главными же функциями раннего города были политико-административная и культовая». Не отрицая того факта, что древнейший город являлся хозяйственным центром округи, В. И. Гуляев подчеркивает: «Но главное и определяющее состоит в другом. Крупные города первичных очагов цивилизации в Мезоамерике и Ближнем Востоке в значительной мере обязаны своим процветанием размещению в них правительственных резиденций. Город был средоточием господствующего класса, центром, в который стекались богатства общества. Здесь же находился обычно храм верховного божества». В. И. Гуляев еще раз обращает внимание на то, что «древнейшие города Ближнего Востока (Двуречье, Египет), возникшие в конце IV-Ш тысячелетия до н. э., были первоначально лишь политико-административными и религиозными центрами сельских общин. В дальнейшем, по мере развития обмена и ремесла, древневосточный город становится местом концентрации торговцев и ремесленников, в значительной мере обслуживавших нужды правителей, культа и знати».