Хозяйственные занятия населения Древней Руси в советской историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Хозяйственные занятия населения Древней Руси в советской историографииСтраница 27
Итак, город, подобно любому социальному явлению, эволюционировал. Но его сущность центра общественных связей (различных по своему характеру в разное время), организующего и обеспечивающего жизнедеятельность тех или иных социумов, сложившихся в определенной сложности систему, оставалась постоянной. Менялось лишь существо и набор этих связей.
Наконец, последний сюжет, на котором хотелось бы несколько задержаться: социальная классификация ремесла. По мнению Б. А. Рыбакова, древнерусские ремесленники состояли из нескольких групп. Это — «общинные деревенские ремесленники, ремесленники-холопы на княжеском дворе и свободные городские ремесленники на посадах». Данные «категории ремесленников, а также и развитие их исторических судеб, совершенно аналогичны судьбам ремесленников в западных странах классического феодализма. Киев, Чернигов, Галич, Владимир, Смоленск, Новгород, Псков и целый ряд других городов жили в XI—XIII вв. той же жизнью, что и вся Европа и связанные с нею страны Ближнего Востока. Русские ремесленники в своем развитии шли теми же путями, что и их английские, французские, итальянские, византийские и арабские собратья». Мысль Б. А. Рыбакова о наличии в Древней Руси трех основных групп ремесленников поддержал Я. Н. Щапов. Исследователь Киева П. П. Толочко подразделяет местное ремесло на вотчинное, монастырское и свободное. А другой специалист в области истории ремесленного производства на Руси Б. А. Колчин полагает, что до 20-30-х годов XII столетия древнерусское ремесло функционировало как вотчинное, а затем — как свободное мелкотоварное, развивающееся наряду с вотчинным.
Прежде всего нам представляется лишенным должного историзма утверждение о том, что «развитие судеб» ремесленников в Киевской Руси было якобы совершенно аналогично процессам, наблюдаемым «в западных странах классического феодализма». Вообще надо заметить, что среди наших ученых стало признаком «хорошего тона» подгонять древнерусскую историю под историю стран Западной Европы, а прогрессивные тенденции в древнерусском обществе измерять степенью их соответствия западным образцам, отклонение от которых воспринимается нередко как проявление отсталости. Один из типичных примеров, относящихся к рассматриваемой нами сейчас тематике, — суждения М. Н. Тихомирова о городском ремесле и торговле в Древней Руси. По его словам, на Руси, как в Западной Европе, «городская торговля способствовала развитию городских вольностей». . В древнерусских городах он находит ремесленные объединения, аналогичные цеховым организациям в западноевропейских городах. При этом, обращаясь к вопросу о ремесленных корпорациях на Руси, М. Н. Тихомиров заранее оговаривается что в этом вопросе он будет «исходить не из общих положений, а из чисто конкретных данных». Но тут же автор констатирует отсутствие прямых указаний в источниках на объединения ремесленников в домонгольской Руси. Поэтому ему приходится теоретически предполагать их существование, опираясь на общие представления о «структуре феодального общества». Для обоснования такого приема М. Н. Тихомиров ссылается на «Немецкую идеологию» К. Маркса и Ф. Энгельса, в частности, на следующий текст этого труда: «В городах, которые средневековье не получило в готовом виде из прошлой истории, а которые заново были образованы освободившимися крепостными, — в этих городах единственной собственностью каждого индивида, если не считать принесенного им с собой небольшого капитала, который весь почти заключался в самых необходимых ремесленных инструментах, был особый вид труда данного индивида. Конкуренция постоянно прибывавших в город беглых крепостных; непрерывная война деревни против города, а следовательно, и необходимость организации городской военной силы; узы общей собственности на определенную специальность; необходимость в общих зданиях для продажи своих товаров — ремесленники были в ту пору одновременно и торговцами — и связанное с этим недопущение в эти здания посторонних; противоположность интересов отдельных ремесел между собой; необходимость охраны с таким трудом усвоенного ремесла; феодальная организация всей страны — таковы были причины объединения работников каждого отдельного ремесла в цехи». Приведя далее высказывание К. Маркса и Ф. Энгельса о том, что «феодальной структуре землевладения соответствовала в городах корпоративная собственность, феодальная организация ремесла», М. Н. Тихомиров говорит: «Как видим, феодальная организация ремесла в городе вытекает из природы феодализма. Город без этого является каким-то иным, не феодальным городом». Под этим утлом зрения автор, убежденный в господстве феодальных отношений в Древней Руси, и рассматривает сравнительно немногочисленные косвенные факты, которые, как ему кажется, свидетельствуют о зачатках ремесленных организаций XI-ХШ вв., однотипных по своей природе цеховым объединениям