Хозяйственные занятия населения Древней Руси в советской историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Хозяйственные занятия населения Древней Руси в советской историографииСтраница 3
Б. Д. Греков привлек опыт М. Н. Покровского и А. В. Арциховского, осуществивших попытку связать эволюцию общественных отношений с изменениями в технике земледелия. Важную услугу оказала ему и работа П. Н. Третьякова «Подсечное земледелие в Восточной Европе», основные положения которой казались Б. Д. Грекову весьма продуктивными. В полном согласии с П. Н. Третьяковым он писал: «Подсечное земледелие в том виде, как его рисуют материалы, связано с переходным этапом в истории классового общества — патриархальной семейной общиной. Соха и борона, орудия нового этапа в истории сельскохозяйственного производства, вы-растая в условиях подсечного земледелия, окончательно сложившись, в свою очередь, в соответствии с общим ходом развития производительных сил, дают начало новой форме земледелия, разрушая подсечную систе-му». Поскольку же в IX-X вв., согласно Б. Д. Грекову, на Руси повсеместно утвердилось пашенное земледелие, то о родовом строе рассуждать не приходится, — он отошел в прошлое.
По-иному, чем Б. Д. Греков, изображал производственные занятия древнерусского населения С. В. Бахрушин. До XI в., заявлял он, сельскохозяйственная отрасль на Руси стояла на втором плане. Только «в XI в. происходит большой сдвиг в хозяйстве Приднепровья. Господствующее положение в нем занимает теперь сельское хозяйство».
Заявление С. В. Бахрушина было непосредственно адресовано Б. Д. Грекову, поскольку содержалось в рецензии на его книгу «Феодальные отношения в Киевском государстве». Однако Б. Д. Греков не нашел убедительными доводы рецензента и продолжал развивать идеи, высказанные в ранних своих трудах. При этом он совершенствует систему доказательств, привлекая новые археологические находки. «Историк русского народного хозяйства, — писал Б. Д. Греков, — не может в настоящее время игнорировать блестящие открытия археологов. Имею в виду прежде всего успехи в изучении так называемой трипольской культуры. Это культура Поднестровья и Поднепровья, датируемая III-II тысячелетием до н. э., т. е. доскифская культура. Это та самая территория, которая позднее стала центром Руси. У нас нет оснований сомневаться в том, что не известные нам по имени племена, населявшие эту территорию, генетически связаны с Русью». Следовательно, трипольцы, скифы, русь — звенья одной цепи. Но поскольку и трипольцы, и скифы обладали развитыми земледельческими навыками, то отсюда Б. Д. Греков заключал, что эти навыки не были забыты, перейдя, как по эстафете, к восточным славянам и в конечном счете— к населению Древней Руси. Так Б. Д. Греков архаизировал земледельческие традиции восточных славян, отодвинув их в глубокую древность. Надо, впрочем, заметить, что здесь он шел уже по проложенной колее, ибо еще С.В. Юшков в своей книге. «Очерки по истории феодализма в Киевской Руси» поставил в прямую связь сельскохозяйственную культуру славян Приднепровья с сельским хозяйством скифов-пахарей, о которых писал Геродот. С. В. Юшков считал земледелие основной отраслью производства восточного славянства 1Х~Х вв. Кроме того, он отмечал, что «вопрос о господстве в Киевской Руси IX-X вв. пашенного земледелия должен быть решен в утвердительном смысле».
К исходу 30-х годов с крупными работами, посвященными Древней Руси, выступил В. В. Мавродин. В них автор изучал и сельское хозяйство. Говоря о хозяйственной деятельности восточных славян и населения Киевской Руси, он отметил, что основным занятием в обоих обществах являлось земледелие. Издавна и до IX в. оно было подсечным. Приверженность восточных славян подсечному земледелию объяснялось его высокой урожайностью. Поэтому, например, «население пристепной полосы УП-ГХ вв. предпочитало селиться у рек, дававших возможность заниматься рыбной ловлей, на сравнительно хорошо укрепленных естественным путем высоких, покрытых лесом, берегах, где развиваются подсечное земледелие и охота. Выходить в степь было не только опасно, но и в то же время нецелесообразно». Земледелие не стояло на месте — оно эволюционировало. Характерным для его эволюции являлось следующее: «1) переход от подсеки через стадию перелога к пашенному земледелию в лесной полосе ., 2) длительное бытование сперва перелога, а затем пашенного земледелия с двупольной и позже трехпольной системой на юге — в степной полосе и 3) сочетание этих двух форм земледелия в их эволюции — в лесостепной полосе».
В книге «Образование Древнерусского государства», обобщая археологические данные, полученные при раскопках городищ «роменского типа» VII-IX вв., В. В. Мавродин писал: «Земледелие, хотя и играло большую роль в экономике населения городищ „роменского типа", но не успело стать решающей отраслью хозяйственной жизни. Примитивность земледелия приводила к тому, что скотоводство, охота, рыбная ловля и лесной промысел — бортничество, собирание ягод и грибов — имели весьма существенное значение и были серьезным подспорьем в жизни славян. В некоторых районах древней Руси эти второстепенные отрасли хозяйственной деятельности . играли еще большую, быть может, даже решающую, роль». При этом В. В. Мавродин обратил внимание на большое значение в те времена скотоводства.