Хозяйственные занятия населения Древней Руси в советской историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Хозяйственные занятия населения Древней Руси в советской историографииСтраница 28
По К Марксу и Ф Энгельсу, феодальная структура и организация всей страны — вот коренная причина возникновения цехов Между тем Киевская Русь еще не стала феодальной. Примерно до второй прловины X в в ней превалировали родоплеменные институты, а с конца X— начала XI столетий она вступила в переходный период от доклассового строя к классовому, который продолжался до Батыева нашествия Это было время зарождения классов, начала складывания феодального общества Исследователь наблюдает лишь первые, слабо выраженные ростки феодализма. Этим и объясняется отсутствие прямых указаний источников на ремесленные организации типа цехов западного средневековья Таких организаций на Руси XI-XII вв попросту не было
С учетом общественного развития Древней Руси и должна проводиться социальная классификация ремесла Когда у восточных славян отдельные виды ремесленной деятельности отпочковались в самостоятельные занятия, ремесло стало общинным и сохраняло это качество до распада родо-племенного строя. Довольно рано появляется владельческое, господское ремесло. Ведь в ходе многочисленных войн в плен могли попадать ремесленники, которые обращались в рабство и делались собственностью восточнославянских князей и дружинников. Вероятно, ориентация общинного ремесла и господского была разной: первое удовлетворяло хозяйственные потребности, а второе — бытовые и, возможно, военные (изготовление оружия и боевого снаряжения).
По мере разложения родоплеменных отношений, общинное ремесло переходит в индивидуальное свободное ремесло, городское и сельское, дополнявшее друг друга. Появление вотчины, сперва княжеской, а потом боярской и церковно-монастырской (X-XI вв.), означало превращение господского ремесла в вотчинное Это вотчинное ремесло было нацелено на удовлетворение не только бытовых, но и хозяйственных нужд древнерусской знати, поскольку сама вотчина являлась хозяйственным заведением. Вотчинные ремесленники—по преимуществу рабы.
На Руси XI—XII вв. мы наблюдаем существование как свободного ремесла (городского и сельского), так и вотчинного. Необходимо подчеркнуть, что свободное ремесло играло в экономике Древней Руси несравненно более важную роль, чем вотчинное.