Хозяйственные занятия населения Древней Руси в советской историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Хозяйственные занятия населения Древней Руси в советской историографииСтраница 24
Подводя итог своему исследованию, авторы отмечают, что «наряду с русско-арабской торговлей (на дирхемы) с Багдадским халифатом и государствами, возникшими после его распада, развивается все более тесное торговое сближение Руси с другими державами Европы; оно отмечено активным торговым балансом и притоком иностранной валюты — денариев, брактеатов и, наконец, серебряных слитков-марок (гривен). Ареал, состав и размах этой торговли позволяют говорить об ее большом влиянии на тогдашнюю международную экономику»."
Позднее появляются новые исследования о внутренней и внешней торговле Руси. Продолжается изучение торговых путей, связывавших Древнюю Русь с зарубежными странами. Рассматриваются отдельные направления торговли Руси, в частности, русско-скандинавские торговые отношения. Много внимания уделяли наши ученые рыночным связям различных городов и земель: Киева, Смоленска и Смоленской земли, Новгорода,Земли вятичей, Полоцка и других городов Полоцкой земли, Новогрудка и пр. Была дана характеристика и торговле на Руси в целом.
Таким образом, советские исследователи проделали огромную работу по изучению ремесла и торговли в Киевской Руси. Значение этой работы трудно переоценить.
Ныне мы располагаем наиболее полными, чем когда .бы то ни было, знаниями о ремесленных занятиях древнерусских людей. Главную роль в их накоплении сыграла археология. Теперь можно утверждать, что ремесло в Киевской Руси представляло (разумеется, для своего времени) высокоразвитую и совершенную отрасль экономики. Изделия древнерусских ремесленников не уступали продукции иноземных мастеров, а в некоторых случаях были лучшего качества. Недаром немецкий монах Теофил восторженно говорил о том новом, что «изобрела Русь в искусстве изготовления эмалей и в разнообразии черни». Высокие достижения ремесленного производства на Руси Х-ХП вв. бесспорны. Это твердо установлено современной наукой.
Существенные результаты получены в области исследования внутренней и внешней торговли в Киевской Руси. Как и в примере с ремеслом, сведения по истории торговых связей поставляла в первую очередь и преимущественно археология. Многочисленные археологические данные, собранные и обработанные советскими учеными, говорят об оживленной торговле, которую вели между собой городские и сельские жители. Они также свидетельствуют о значительном взаимном товарообороте различных городов и земель Древней Руси. Весьма разветвленными предстают в трудах историков и археологов внешнеторговые связи Руси. Благодаря этим трудам яснее выявилась ведущая роль торговли с Востоком в ранний период русской истории, было развеяно ошибочное представление о свертывании торговых операций Киевской Руси с восточными странами в XI в. В современных исследованиях всесторонне рассмотрена торговля Руси с Византией, а также с Западной Европой в Х-ХШ вв. Есть основания полагать, что внешняя торговля затрагивала не только верхушку древнерусского общества, но и рядовое население
Итак, достижения советской науки в изучении сельского хозяйства и промыслов, ремесла и торговли в Киевской Руси весьма внушительны, они впечатляют.
Остаются, конечно, и спорные проблемы. Это— закономерно В заключение хотелось бы задержаться на двух таких проблемах, связанных с историко-социологической интерпретацией развития ремесла и торговли.
Одна из них заключается в том, какое влияние оказывало выделившееся ремесло на социальную структуру восточного славянства и Древней Руси. Мы видели, что у восточных славян отдельные отрасли ремесленного производства обособились от сельского хозяйства, превратившись в самостоятельные ремесла. Среди историков бытует мнение, согласно которому выделение ремесла стало мощным орудием разрушения первобытнообщинного строя на Руси. Действительно, отделение ремесла от земледелия, являясь вторым крупным, по терминологии Ф. Энгельса, разделением труда, способствовало переходу от варварства к цивилизации, от доклассового общества к классовому. Но действие этого фактора не было единовременным, прямолинейным и однозначным. Прежде чем стать разлагающим ферментом доклассовых отношений, выделившееся ремесло проходит стадию так называемого общинного ремесла, когда оно удовлетворяет нужды внутри общины. Яркой иллюстрацией здесь может служить индийская община, внутри которой происходил взаимный обмен услугами между земледельцами и ремесленниками. На этой стадии общинного ремесла появляются мастера-профессионалы, обслуживавшие «всех членов общины в силу своей принадлежности к ней». Общинные ремесленники органически вписывались в традиционную социальную структуру и даже в определенной мере консервировали общинную организацию. Надо сказать, что подобные социальные организмы обладали исключительной живучестью. К Маркс писал: «Простота производственного механизма, этих самодовлеющих общин, которые постоянно воспроизводят себя в одной и той же форме и, будучи разрушены, возникают снова в том же самом месте, под тем же самым именем . объясняет тайну неизменности азиатских обществ, находящейся в столь резком контрасте с постоянным разрушением и новообразованием азиатских государств и быстрой сменой их династий. Структура основных экономических элементов этого общества не затрагивается бурями, происходящими в облачной сфере политики»