Хозяйственные занятия населения Древней Руси в советской историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Хозяйственные занятия населения Древней Руси в советской историографииСтраница 26
М. Я. Сюзюмов, изучавший происхождение средневековых городов Западной Европы, к числу наиболее ранних городских поселений отнес военные и религиозные центры.
Довольно примечательны и высказывания П. П. Толочко относительно истории древнейших восточнославянских городов. Он полагает, что ранние древнерусские города «не были по преимуществу центрами ремесла и торговли». Их ведущими функциями являлись политическая и военная. Важной изначальной функцией ранних городов была и культовая.,
Существенное значение для понимания вопроса имеют указания К. Маркса о возникновении и роли древнейших городов в работе «Формы, предшествующие капиталистическому производству». Размышляя о зарождении городского строя на Востоке, он отмечал: «Города в собственном смысле слова образуются . только там, где место особенно благоприятно для внешней торговли, или там, где глава государства и его сатрапы, выменивая свой доход (прибавочный продукт) на труд, расходуют этот доход как рабочий фонд». К. Маркс, следовательно, в образовании городов на Востоке усматривает внешнеторговую и политическую основу. Еще определеннее о политической функции древневосточного города он говорит в другом месте, полагая, что «подлинно крупные города могут рассматриваться здесь просто как государевы станы, как нарост на экономическом строе в собственном смысле .» Наконец, анализируя античную форму собственности, К. Маркс характеризует древнегреческий полис в качестве военной организации, предназначенной для завоевания и охраны завоеванного: «Война является той важной общей задачей, той большой совместной работой, которая требуется для того, чтобы захватить объективные условия существования, либо для того, чтобы захват этот защитить и увековечить. Вот почему состоящая из ряда семей община организована прежде всего по-военному, как военная и войсковая организация, и такая организация является одним из условий ее существования в качестве собственницы. Концентрация жилищ в городе — основа этой военной организации».
Таким образом, К. Маркс считал вполне реальным образование древних городов как политических и военных центров. Эти соображения К. Маркса, подтвержденные современной исторической наукой, позволяют по-новому взглянуть на начальную историю древнерусского города.
Города на Руси, как, вероятно, и в других странах, возникают, судя по всему, в определенной социальной и демографической ситуации, когда организация общества становится настолько сложной, что дальнейшая его жизнедеятельность без координирующих центров оказывается невозможной. Именно в насыщенной социальными связями среде происходит кристаллизация городов, являющихся сгустками этих связей. Такой момент наступает на позднем этапе родоплеменного строя, когда образуются крупные племенные и межплеменные объединения, называемые в летописи полянами, древлянами, северянами, словенами, кривичами, полочанами и пр.Возникновение подобных племенных союзов неизбежно предполагало появление организации центров, обеспечивающих их существование. Ими и были города. В них пребывали племенные власти: вожди (князья), старейшины (старцы градские). Там собиралось вече — верховный орган племенного союза. Здесь же формировалось общее войско, если в этом имелась потребность. В городах были сосредоточены религиозные святыни объединившихся племен, а поблизости располагались кладбища, где покоился прах соплеменников.
Все это означает, что город возникал как жизненно необходимый орган, координирующий и направляющий деятельность образующихся на закате родоплеменного строя общественных союзов. Стало быть, функциональный подход к определению социальной сути города представляется нам наиболее конструктивным. Что касается таких показателей, как плотность населения и застройки, наличие оборонительных сооружений, топографические особенности, то все они являлись производными от функций, которые усваивал город.
Как явствует из вышесказанного, на раннем этапе города выступали преимущественно в качестве военно-политических, административных и культурных (религиозных) средоточий. В известном смысле их можно рассматривать и как хозяйственные центры, если учесть, что деревня в те времена была своеобразным продолжением города. Следует также допустить, что города могли выступать тогда в качестве торговых пунктов, где главным образом осуществлялась внешняя торговля. Вероятно, здесь имела место некоторая концентрация ремесла, обслуживавшего потребности родоплеменной знати в оружии, военном снаряжении и ювелирных изделиях. Однако она имела весьма ограниченное социально-экономическое значение, и масштабы ее не были столь значительны, чтобы можно было говорить о ранних городах — центрах ремесленного производства. Отсюда слабость (если не полное отсутствие) внутреннего обмена, а, точнее, внутренней торговли. Это и понятно, ибо ремесло у восточных славян VIII—IX вв., как мы знаем, переживало стадию общинного ремесла, которое прочно связывало ремесленников с родовыми общинами. И только позднее, когда родоплеменной строй пал, разрушилось и общинное ремесло; ремесленники же, оседая, как уже отмечалось, вокруг городов, резко увеличили ремесленное население, благодаря чему города приобретают свойство центров ремесла и торговли.