Челядь и холопы в трудах дореволюционных и советских историковКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Челядь и холопы в трудах дореволюционных и советских историковСтраница 1
В древних памятниках письменности исследователь отечественной истории находит многочисленные упоминания о челяди и холопах. Вероятно, эти социальные категории составляли если не большинство, то, во всяком случае, довольно значительную часть зависимого населения в Киевской Руси. Отсюда понятно, почему челядь и холопы постоянно привлекали внимание историков, изучавших древнерусское общество. Правда, не всегда проблема челяди и холопов разрешалась одинаково удачно, ибо успех в данном деле зависел не только от широты исторических сведений, поднимающих завесу над прошлым России, но и от уровня истории как науки Глубина социологических воззрений, совершенствование методики и приемов исследования, развитие вспомогательных исторических дисциплин — все это заметно влияло на разработку исторических сюжетов, включая вопрос о челяди и холопах. Сухожаровой стерилизатор гп40 воздушный стерилизатор www.amedisin.ru.
На челядь и холопов обратили внимание уже историки XVIII в Так, В. Н. Татищев челядина из договора Олега с греками истолковал как раба. В том же смысле высказывались о челяди М В Ломоносов, М М Щербатов, И. Н. Болтин, Ф. Эмин, И П Елагин. Историкам XVIII в вторил Н. М. Карамзин, который в челяди древнерусских источников усматривал рабов-невольников. Необходимо сказать, что никто из упомянутых авторов не задавался целью установить специфику терминов «челядин» и «холоп» Более того, эти термины ими, как правило, отождествлялись.
Первым, кто специально рассматривал положение челяди, был И. Ф. Г. Эверс. Его, в частности, интересовал вопрос, чем отличался челядин от холопа. Однако он не смог дать какого-нибудь удовлетворительного ответа на сей счет. Что касается самого понятия «челядь», то оно, согласно Эверсу, означало рабов, попавших в рабство в основном через плен. «Известно, что в древние времена, — замечал Эверс, — военнопленные были обращены в рабство. Рабы, коими в таком множестве торговала Россия, были главным образом военнопленные». Аналогично рассуждал и А. Рейц. «Древнейшее рабство происходило от плена», — заявлял он. Оно широко распространилось в Древней Руси, так что «каждый свободный человек мог иметь рабов, и был неограниченным господином над ними. Раб почитался собственностью. Не видно было различия между „холопом" и „челядином", кроме того только, что первое было видовым названием раба мужчины, а последнее общим названием рабов обоего пола».
Н. А. Полевой, говоря о челяди летописи и Русской Правды, отнес ее к рабам. Точка зрения М. П. Погодина обнаруживается в его переводе соответствующих статей Русской Правды: там, где в Правде фигурирует термин «челядин», у М. П. Погодина значится «раб».
Б. Н. Чичерин, не колеблясь, зачислил челядь в разряд рабов. «Настоящее рабство, — по словам Б. Н. Чичерина, — является у нас вместе с варяжскою дружиною, и вероятно было принесено ею. Уже в договорах Олега и Игоря с греками встречаются условия о рабах, требуется выдача бежавшего раба и устанавливается ему цена». Рабство, по убеждению Б. Н. Чичерина, было присуще всем народам «в известные эпохи жизни». Ученый подчеркивал, что «первоначальным источником рабства был плен».
Мысль о плене как источнике рабства разделял и Д. Я. Самоквасов: « .в эпоху язычества рабы назывались челядью. В дорюриковское время институт рабства не имел той строгости, какую он получил в эпоху Рюриковичей. Источником рабства был военный плен .».
Рабский характер челяди был очевиден для С. М. Соловьева, В.О.Ключевского, Н. И. Хлебникова, Н. Я. Аристова, И. Д. Беляева, И. Н. Никитского, А. П. Щапова, М. В. Довнар-Запольского, М. А. Дьяконова, С. Ф. Платонова, М. К. Любавского, П. И. Беляева и др. Лишь М. С. Грушевскому ситуация представлялась не вполне ясной. Произведенное им сопоставление терминов «холоп», «челядин», «раб», «смерд» не дало никаких положительных результатов: «Несвободные люди носили разные названия — холопов, челяди, рабов, также смердов; была ли какая-нибудь разница между этими терминами, неизвестно». Тем не менее, и он склонялся к тому, чтобы под челядью усматривать рабов.
Следует заметить, что многие буржуазные ученые преувеличивали роль рабства в Древней Руси. Н. И. Хлебников, например, доказывал, что рабы количественно преобладали над остальным населением страны. По В. О. Ключевскому, «экономическое благосостояние Киевской Руси XI и XII вв. держалось на рабовладении. К половине ХП в. рабовладение достигло там громадных размеров». В. О. Ключевский полагал, что «рабовладение было одним из главнейших предметов, на который обращено внимание древнейшего русского законодательства, сколько можно судить о том по Русской Правде: статьи о рабовладении составляют один из самых крупных и отработанных отделов в ее составе». Согласно предположению В. О. Ключевского, рабовладение являлось «первоначальным юридическим и экономическим источником русского землевладения». Признаки частной земельной собственности на Руси ученый находил не ранее XI в. Позднее, в XII столетии, встречаются неоднократные указания на существование частного землевладения. «Но во всех известиях о частном землевладении XII в., — говорит В. О. Ключевский, — земельная собственность является с одним отличительным признаком: она населялась и эксплуатировалась рабами; это — „села с челядью". Челядь составляла, по-видимому, необходимую хозяйственную принадлежность частного землевладения светского и церковного, крупного и мелкого. Отсюда можно заключить, что самая идея о праве собственности на землю, о возможности владеть землею, как всякою другою вещью, вытекала из рабовладения, была развитием мысли о праве собственности на холопа. Это земля моя, потому что мои люди, ее обрабатывающие: таков был, кажется, диалектический процесс, с которым сложилась у нас юридическая идея о праве земельной собственности». Воздействие рабовладения на древнерусское общество было, по мысли В. О. Ключевского, очень глубоким, можно сказать, глобальным, поскольку рабовладельцы стали переносить свои отношения к рабам на вольных рабочих, крестьян. В итоге «экономическое благосостояние и успехи общежития Киевской Руси куплены были ценою порабощения низших классов .»