Челядь и холопы в трудах дореволюционных и советских историковКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Челядь и холопы в трудах дореволюционных и советских историковСтраница 12
А. А. Зимин наблюдает перемены и внутри рабства. Из массы старой челяди выделяется особая группа, именуемая холопами. Термин «холоп» впервые встречается в Правде Ярослава, обозначая «крайнюю степень рабской зависимости от господина». Холоп фигурирует здесь как объект «купли-продажи дворовых рабов». Полемизируя с А. И. Яковлевым по поводу происхождения слова «холоп», А. А. Зимин склонялся к мысли о его общеславянских истоках. В княжеском Уставе Ярославичей он впервые видит ясно смену «старого термина „челядь" термином „холоп". Теперь термин „холоп" употребляется для обозначения всех категорий рабов . Термин „челядь" на целое столетие исчезает из летописи и Русской Правды и сохраняется лишь в церковной литературе, где он имеет свою историю, или приобретает позже иной смысл, близкий по значению к военнопленным . Там, где нужен был общий термин для обозначения рабов, „челядь" заменяется „холопом", хотя последний продолжает иметь и другое значение, более узкое— домашнего раба, слуги». Слово «челядь» начинает обозначать как рабов, так и другое зависимое население. https://www.bordur-trotuar.ru купить тротуарную плитку 12 кирпичей.
Заметное сокращение завоевательных походов, спад торговли челядью, перевод рабов на землю — все это сказывалось на источниках рабства: «Плен как источник рабства постепенно теряет свою решающую роль. Сохраняется, а быть может увеличивается, значение покупки холопов . Увеличивалось число холопов и за счет расширения источников похолопления внутри страны».
Важной вехой в истории холопства на Руси явился, согласно А. А. Зимину, XII в. — время, когда «в положении несвободной челяди наметилась явная тенденция к превращению отдельных ее разрядов (смерды, закупы и др.) в феодально-зависимое население. Процесс изживания рабства на Руси стал идти гораздо интенсивнее»
А. А. Зимин рассмотрел положение холопов и челяди во Владимиро-Суздальской Руси, в Галицко-Волынской Руси, Великом Новгороде и Смоленске. Автор, как и многие его предшественники, не различал, в принципе, термины «челядь» и «холопы».
Существенные коррективы в свои прежние представления о челяди и холопах внес В. В. Мавродин, согласно которому необходимо четко разграничивать термины «челядин» и «холоп», поскольку в письменных памятниках Древней Руси они никогда не смешиваются. Тому были свои причины. Холоп и челядин — рабы. Однако к рабству они приходят разными путями. Челядь есть «полонянники, в древности иноплеменники. Холопы же вербуются из среды соплеменников, внутри данного общества и являются продуктом тех социальных процессов, которые идут именно внутри данного общества. Поэтому источники холопства иные . Среди источников холопства нет только одного — плена. И это понятно. Пленный становился не холопом, а челядином».
Сходные идеи развивал Ю. А. Кизилов, усматривавший в челяди часть полона, оседавшего в вотчинах военизированной знати, которая не входила в княжеское окружение. Краткая Правда и другие источники трактуют челядь как «особо ценное имущество», находившееся в полной собственности господина. Памятники повествуют о весьма суровом содержании челяди в господском хозяйстве. Их сообщения «расходятся с идиллической картиной рабства у восточных славян, нарисованной Маврикием Стратегом, вероятно, для психологического воздействия на византийских солдат, опасавшихся славянского плена . По сообщениям Прокопия Кесарийского и более поздним известиям восточных авторов, идиллическое отношение к пленным было, скорее, редким случаем, чем правилом. Другим в эпоху варварства оно не могло и быть». Холопов Ю. А. Кизилов связал с местной, туземной средой. Поэтому они не смешивались «с другими категориями зависимого населения — рабами и челядью». Несколько иной по сравнению с остальными зависимыми лицами видится Ю. А. Кизилову «и роль холопа в хозяйственной жизни. Он или „приставник" к рабам-страдникам, или заносчивый слуга владельца богатых хором, готовый в случае столкновения со свободным пустить в ход силу, чего не могли себе позволить ни челядин, ни раб». Данное определение функций древнерусского холопа является неполным. Обращает внимание и одна несогласованность в высказываниях Ю. А. Кизилова, отделяющего челядь от рабов. Но если челядин не раб, то кто же он? Если челядь не рабы, то как быть с уподоблением ее «особо ценному имуществу», на которое распространялось «полное право владения» господина?
Характеризуя значение патриархального рабства у восточных славян и в Древней Руси, Ю. А. Кизилов пишет: «Патриархальное рабство, сыграв известную роль в процессе социального выделения привилегированных форм вотчинного землевладения, имело и отрицательные последствия. Такая вотчина была лишена жизнеспособности не только потому, что ограничивалась целями производства непосредственных жизненных средств, но и потому, что труд рабов был не в состоянии освоить в полной мере богатые возможности природы. Этому не могли помочь ни массовый приток челяди на рынки Руси, ни широкое развитие торгово-ростовщических операций. Поэтому труд рабов постепенно вытеснялся трудом кабально-зависимых производителей — закупов, наймитов, вдачей, изгоев и пр. Лишь в результате такого социального обновления вотчина получила стимул к дальнейшему развитию, но это уже были явления нового этапа классообразования, связанные с формированием феодального строя». По нашему мнению, патриархальное рабство не было принадлежностью крупной вотчины. Оно составляло специфику эксплуатации рабов представителями демократической части свободного населения Киевской Руси. Холоповладельцы же из простого люда едва ли испытывали потребность в социальном обновлении своего хозяйства, о котором говорит Ю. А. Кизилов.