Челядь и холопы в трудах дореволюционных и советских историковКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Челядь и холопы в трудах дореволюционных и советских историковСтраница 6
Воздействие представлений Б. Д. Грекова наблюдалось и в вопросе о челяди как таковой. Показательны в данном отношении замечания М. Н. Тихомирова. Если первоначально под челядью Древнейшей Правды он понимал рабов, то потом он стал толковать челядь в качестве зависимых людей, куда входили и рабы. Термин «челядь», согласно М. Н. Тихомирову, был наиболее обобщающим, обнимая разные категории сельского населения. М. Н. Тихомиров не различал в принципе холопов и челяди. Это с очевидностью явствует из таких, например, его рассуждений: «По своему положению очень близко к закрепощенным крестьянам стояли холопы, часто объединяемые с ними общим названием „челядь"». Или: «О страшном положении челядинов-холопов красноречиво свидетельствуют памятники того времени». Комментируя ст. 32 Пространной Правды (ст. 26 по счету М. Н. Тихомирова), автор замечает: «Срок для привода убежавшего челядина (холопа) был установлен в 3 дня. После этого новый владелец бежавшего холопа или его укрыватель должен был заплатить продажу,.как за украденную вещь. Как и другие статьи Русской Правды, ст. 1 статья показывает тяжкое и бесправное положение холопов». Точно такое же неупорядоченное пользование терминами «челядин» и «холоп» встречаем в переводе М. Н. Тихомирова Русской Правды, помещенном в «Хрестоматии по истории СССР», изданной в качестве учебного пособия для университетов.
В русле идей Б. Д. Грекова судил о челяди В. Т. Пашуто. Помимо зависимых от феодала смердов, закупов, изгоев, считает В. Т. Пашуто, «большую группу зависимой челяди, постоянно пополняемую путем захвата крестьян во время феодальных войн, составляли холопы. Холопы не имели никаких политических прав. Экономические права холопов несколько расширяются. Закон отмечает появление у них имущества (наследства)». В. Т. Пашуто, стало быть, не только расширительно толкует слово «челядь», но также смешивает понятия «челядин» и «холоп».
Известное развитие в литературе 50-х годов получили и наблюдения С. В. Юшкова о соотношении челяди и холопов. В 1952 г. под редакцией С. В. Юшкова вышел в свет первый выпуск «Памятников русского права», куда были включены юридические документы Киевского государства X-XII вв. Составлял и комментировал материалы этого выпуска А. А. Зимин. По его мнению, челядь в период разложения первобытнообщинного строя — это патриархальные рабы. Челядин в договорах Руси с Византией и летописных известиях, относящихся к X в., означал раба, пленника, бывшего объектом купли-продажи. Позднее термин «челчдь» претерпел существенные изменения и в конце XI—XII вв. стал обозначать «совокупность феодально-зависимых людей».
С переменами в значении термина «челядь» было сопряжено возникновение термина «холоп». Оказывается, «его появление связано с процессом постепенного превращения все большего контингента рабов в феодально-зависимое население. Старый термин „челядь" начинал применяться для обозначения совокупности феодально-зависимого люда. Поэтому понадобилось появление нового термина „холоп", которым бы назывались рабы в узком смысле слова».
Сходные положения сформулировал Л. В. Черепнин, которому принадлежит статья «Из истории формирования класса феодально-зависимого крестьянства на Руси», опубликованная в 1956 г. Свою статью Л. В. Черепнин начинает с критических замечаний в адрес Б. Д. Грекова и С. В. Юшкова, поскольку они, изучая термины, обозначавшие разновидности зависимого населения на Руси (в том числе и «челядь»), не всегда показывали «в достаточной мере полно и отчетливо, что эти термины не просто сосуществовали, но их появление и смена в сохранившихся источниках, а также изменение содержания отражают отдельные этапы процесса возникновения и развития феодальных отношений. Не всегда в трудах указанных исследователей полностью выяснены взаимоотношения отдельных разрядов крестьянства, раскрываемых источниками, относящимися к Древней Руси (IX-XII вв.), с теми категориями крестьян, о которых говорят памятники более позднего времени (XIII-XVI вв.). А для понимания истории крестьянства особенно важно изучить эволюцию и преемственность терминов, обозначающих различные категории сельского населения как в Древней Руси IX—XII вв., так и в более позднее время».
Говоря о рабстве на Руси, Л. В. Черепнин отмечает, что оно носило патриархальный характер. Хотя труд рабов и не стал основой производства, все ж таки он играл значительную роль в хозяйстве. Для наименования раба восточные славяне еще в VIII—IX вв. применяли термин «челядин». В значительной мере челядь состояла из пленников. Рассмотрев казусы с челядью, зафиксированные договорами Руси с греками, Л. В. Черепнин заключает: «Таким образом, по договорам русских князей с византийскими императорами начала X в., челядин выступает как объект купли-продажи; челядин принадлежит своему владельцу, и попытка его освободиться от власти господина путем бегства карается законом. В то же время закон санкционировал право выкупа челядина». Таковым рисуется статус челяди и по Русской Правде, в частности по Древнейшей Правде, где «имеются постановления, регулирующие куплю-продажу и утверждающие право господина требовать возврата беглого челядина. Эти статьи повторяются с некоторыми добавлениями и в Пространной Правде. В этом памятнике упоминается также „плод от челяди", который, подобно тому как „плод от скота", является собственностью владельца, передаваемой по наследству. Наконец, устанавливается судебная пошлина, взыскиваемая при освобождении челядина из рабства».