Челядь и холопы в трудах дореволюционных и советских историковКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Челядь и холопы в трудах дореволюционных и советских историковСтраница 11
Помимо зависимого от феодала сельского населения, термин «челядь» в XII в., согласно М. Б. Свердлову и вопреки его предшествующим утверждениям, обозначал пленников. На это авторское противоречие обратил внимание А. А. Зимин. Он также указал на субъективные оценки в статье М. Б. Свердлова.
В другой своей работе о челяди и холопах в Древней Руси М. Б. Свердлов усматривает в челяди Х-ХIII вв. «широкий круг зависимого населения, связанного с господским владением», а в холопах XI—XIII вв. — людей, находящихся в «личной крепостной зависимости», феодальной по существу. Подобные высказывания содержатся и в его книге «Генезис и структура феодального общества в Древней Руси».
Итак, в вопросе о челяди на Руси Х-ХIII вв. М. Б. Свердлов повторяет мысли Б. Д. Грекова, не выдвигая каких-либо новых принципиальных положений. Более самостоятельной на первый взгляд может показаться попытка автора оспорить принадлежность древнерусских холопов к рабству. Однако при внимательном изучении соответствующей исторической литературы становится очевидным, что соображения М. Б. Свердлова стыкуются с представлениями А. П. Пьянкова, доведенными, впрочем, до крайности.
К истории челяди и холопов в Киевской Руси снова возвращались А. А. Зимин, В. В. Мавродин, Л. В. Черепнин, А. П. Пьянков.
Еще в 1965 г. А. А. Зимин выступил с интересной и ценной статьей на эту тему. Затем в 1973 г. он опубликовал монографию «Холопы на Руси» — капитальное исследование, где ученый подвел итог своим изысканиям в области истории рабства на Руси, а также обобщил достижения отечественной историографии, наметив при этом собственные пути исследования этой важной проблемы. В работе А. А. Зимина развернута конкретная и детальная картина развития холопства от эпохи антов до Русского централизованного государства конца XV в. В ней институт холопства показан во всем многообразии его форм и функций. Предшественники А. А. Зимина, рассматривая древнерусское холопство, давали, как правило, общую характеристику положения холопов за весь период существования Киевской Руси. Исправляя этот недостаток, исследователь стремился раскрыть «динамическую картину, показать, как постепенно изменялся правовой статус и хозяйственное положение челяди, холопов на протяжении нескольких столетий древнерусской истории».
«Челядь на заре Древнерусского государства» — глава, которой открывается книга. В ней говорится о патриархальном рабстве у восточных славян VI — первой половины IX в. и о челяди при первых Рюриковичах. С помощью разнообразных источников (византийских, восточных, западноевропейских, древнерусских) А. А. Зимин показывает развитие рабства в древнейшие века отечественной истории. Памятники, привлекаемые им, со всей определенностью свидетельствуют о наличии рабов еще у склавинов и антов. Обращает внимание одна особенность: рабы у антов и склавинов «рекрутировались исключительно из пленников-рабов, а не за счет расслоения славянского общества». Значит, «источником рабства у славян были войны с соседями». Это наблюдение А. А. Зимина весьма убедительно. Столь же справедливой представляется и другая мысль, согласно которой пленники попадали к славянам в патриархальное рабство. Высказав эту мысль, А. А. Зимин идет дальше, стараясь определить момент ликвидации патриархального рабства на Руси. По его словам, «развитие классовых отношений положило конец патриархальному характеру рабовладения». Рубежом тут оказалась вторая половина IX-X вв., когда произошло «переключение внимания на челядь — собственность отдельных лиц в противоположность общинному патриархальному рабовладению».
А. А. Зимин отметил, что восточные писатели молчат о работорговле славян и русов. Отсюда вывод: славяне принимали «участие в работорговле в качестве „страдательного" элемента, как объект продажи, товар-добыча, захваченная чужеземцами». Так продолжалось вплоть до X в., когда Русь приступила к массовой торговле рабами.
X столетие характеризовалось не только развитой работорговлей, но и возникновением новых веяний в самом рабовладении. Именно тогда «складывается неизвестное ранее правило обращения свободных соплеменников в рабов». Рабов начинают эксплуатировать в вотчине. Использование
рабского труда в хозяйстве А. А. Зимин связывает с процессом оседания дружины и князей на землю.
В XI в. наступает перелом, поскольку освоение земли, едва наметившееся в предшествующее время, «получает интенсивное развитие и требует немедленного решения вопроса о рабочей силе, так как прежнее использование труда челяди перестает удовлетворять запросы развившегося земледельческого производства». В итоге происходит трансформация челяди: рабство перевоплощается, превращаясь в крепостничество. Переход холопов в разряд крепостных нашел отражение в появлении особых терминов «смерд» и «рядович».