Челядь и холопы в трудах дореволюционных и советских историковКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Челядь и холопы в трудах дореволюционных и советских историковСтраница 5
Происхождение термина «холоп» А. И. Яковлев связывал со словом «славяне», которое, претерпев ряд видоизменений, сделалось и на востоке и на западе нарицательным именем невольников вообще. После всевозможных фонетических адаптации этот термин через чешскую форму «хлап», а затем польскую «хлоп», вошел в древнерусский язык и принял форму «холоп». Перед нами, стало быть, языковое заимствование. «В русскую обстановку, — пишет А. И. Яковлев, — польский холоп попал в качестве военнопленного, т. е. по понятиям древней Руси (вязня, нятца, колодника), и стал обозначать именно невольничье состояние. Вот почему он и выступает в Русской Правде преимущественно с обликом раба-земледельца».
Проанализировав «холопий кодекс» Русской Правды, историк убедился в значительной дифференциации холопов XII в. За счет кого пополнялся корпус холопов-невольников на Руси? А. И. Яковлев считал, что «едва ли не главным источником пополнения холопьего класса становится именно захват в плен своих же менее культурных соплеменников». Под последними он разумеет древлян, вятичей и пр. А. И. Яковлев смешивал термины «челядин» и «холоп», прибегая к их взаимозамене.
Не видел никакого различия между челядином и холопом П. П. Смирнов. И тот и другой, по П. П. Смирнову, — рабы. Поэтому он холопа называл челядином, а челядина — холопом. Так, комментируя ст. 17 Краткой Правды, где говорится о холопе, ударившем «свободного мужа», П. П. Смирнов замечает: «За простой удар, нанесенный свободному мужу, челядин отвечает своей жизнью». Отсюда явствует, что П. П. Смирнов усматривал в холопе и челядине взаимообратимые понятия. Об этом свидетельствуют и другие места работы ученого, и в первую очередь те, где статьи Русской Правды о челя-динах и холопах сведены воедино. П. П. Смирнов придавал большое значение рабовладению в Древней Руси. Он отстаивал мысль о рабовладельческом характере древнерусского общества.
Б. А. Романов, подобно А. И. Яковлеву и П. П. Смирнову, не разграничивал понятия «челядин» и «холоп», хотя при знакомстве с его книгой «Люди и нравы древней Руси» создается впечатление, что автор толкует челядь в столь же широком плане, как и Б. Д. Греков. «Феодальная челядь» — так называется одна из глав книги. В ней речь идет не только о челяди и холопах, но и о закупах. Следовательно, можно думать, что Б. А. Романов включает закупов в состав челяди. Однако слово «челядь» в упомянутом названии он берет в кавычки, намекая тем самым на условность своей терминологии. Чтение же главы не оставляет сомнений в том, что везде за челядью у Б. А. Романова скрываются рабы. Для обозначения рабов автор пользуется то термином «челядин», то термином «холоп», полагая, что они равнозначны. При этом он полагает, что «уже к началу XII в. ни слово „холоп", ни слово „челядин" без дополнительной квалификации не выражало ничего, кроме того, что это человек, работающий на господина. Чтобы дать понять, что речь идет о рабе как говорящем животном, теперь надо было прибавить: холоп — „обельный" или сказать просто „обель"; челядин — полный». В данном случае Б. А. Романов, как и С. В. Юшков, опирался на сведения, почерпнутые из «Правосудия митрополичьего» — памятника, заметим, позднего, возникшего не ранее XIV в.
Холопий мир, по мнению Б. А. Романова, вырос на корню патриархального рабства. Письменные источники ХII-ХIII вв. свидетельствуют о том, что штат «потомственных рабов, извне пополняемый за счет покупки и плена, оказывался количественно совершенно недостаточным для удовлетворения растущего спроса феодального общества на рабочие руки». Это обстоятельство, отмеченное Б. А. Романовым, приобретает особый смысл, если учесть, что холопы буквально заполонили «повседневный быт всего господствующего класса». Мы вправе, следовательно, говорить о значительном распространении рабства в Киевской Руси. Подтверждением тому служит и одно довольно любопытное бытовое явление, высвеченное Б. А. Романовым, — своеобразная демократизация древнерусского рабовладения: «В XII в. оно становилось доступным самым широким слоям „свободных" мужей из числа тех „неимовитых", которые в условиях крайнего противоречия в рождающемся феодальном обществе при случае и сами опрокидывались в бездну . работного мира».
В этих вполне аргументированных построениях Б. А. Романова есть одно лишь слабое, на наш взгляд, звено: истолкование бурно развивающегося рабства в рамках складывающегося феодализма. Получилось так, что холопство (рабство), по Б. А. Романову, обслуживало потребности феодального общества. Думается, холопство вернее было бы рассматривать в качестве уклада, исторически и стадиально противостоящего феодализму. Во всяком случае, соединять рабовладение и феодализм, как это делает Б. А. Романов, едва ли правомерно. Здесь, вероятно, сказалось влияние концепции Б. Д. Грекова, чьи идеи о феодальной природе Древней Руси получили к моменту выхода в свет книги Б. А. Романова всеобщее признание среди научной общественности.