Челядь и холопы в трудах дореволюционных и советских историковКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Челядь и холопы в трудах дореволюционных и советских историковСтраница 10
Гипотезу Б. Д. Грекова об изживании рабства в Древней Руси одновременно с С.А.Покровским оспорила Е.И.Колычева." Указав на распространенность рабовладения в древнерусском обществе, автор замечает, что «попытки преуменьшить роль рабства как чужеродного тела в Древнерусском государстве, подчеркнуть его особый характер, якобы отличающий его от „настоящего" рабства, не являются состоятельными». Нормы Русской Правды показывают отсутствие у холопов «всяких элементов правоспособности». Они проникнуты «единым принципом: холоп— это один из видов имущества». Е. И. Колычева не различает холопа и челядина. Для нее они— единые понятия. Анализ соответствующих статей Русской Правды убедил Е. И. Колычеву в том, что «холопство на Руси как правовой институт не представляло собой нечто исключительное, неповторимое. Для него характерны те же важнейшие черты, что и для рабства в других странах, в том числе и для античного рабства». Под воздействием прогрессирующего феодализма менялось социальное существо рабства. Но это произошло в XV-XVI вв. Е.И.Колычева изучала положение холопов по Русской Правде, сравнивая его с особенностями холопьего права XV-XVI столетий.
О холопах и челяди на Руси, лишенных важнейших гражданских прав, рассуждал Я. Н. Щапов. Не разграничивая, как и Е. И. Колычева, терминов «холоп» и «челядин», историк полагает, что за ними скрывались рабы.
Небольшую специальную работу посвятил челяди М. Б. Свердлов.Собрав этимологические данные о термине «челядь», он заключает: «История слова челядь в индоевропейских языках позволяет установить его первоначальное значение — это род. С развитием общественных отношений содержание слова сужалось: рядовые члены familia (большой семьи), младшие члены familia, прислуга». Значит, по Свердлову, челядин в доклассовом обществе — младший член большой семьи. Автор не уточняет, входили ли в состав младших членов большой семьи рабы, как об этом говорили многие дореволюционные и советские историки. Однако, судя по тому, как он описывает челядь X в., можно думать, — не входили, поскольку среди челяди X в. рабов он не находит.
Договоры Руси с Византией, содержащие сведения о челяди, привели М. Б. Свердлова к выводу «о значительной степени зависимости челяди». Впрочем, он тут же находит свидетельства, указывающие .«на ограниченные формы зависимости челядина от господина». Что следует понимать под фразой «ограниченные формы зависимости»? Если истолковать ее прямо, без ухищрений, тогда надо отбросить идею о «значительной зависимости челяди», ибо сочетать эту идею с утверждением об ограничениях в зависимости челяди едва ли возможно. Видимо, ограниченность «форм зависимости» в устах историка означает неполную степень зависимости, т. е. нерабское состояние челяди. Если эта догадка верна, то хотелось бы пожелать автору быть поточнее в изложении. К сожалению, и в дальнейшем встречаются у М. Б. Свердлова такие формулировки, которые вызывают недоумение. «Челядинами, — читаем у него, — могли быть и те, кого специально везли на продажу, и те, кого продавать было нельзя». Или другой пример: «В первой половине X в. челядью были зависимые, связанные с хозяйством господина, которых нельзя было продавать (что было реликтом предшествующего периода), и те, кто продавался .» М. Б. Свердлову кажется, будто здесь нет противоречия. Но это отнюдь не означает, что противоречия нет на самом деле. Оно есть и остается.
Отрицая рабский характер челяди X в., М. Б. Свердлов не определяет ее социальную природу, отмечая лишь значительную, но ограниченную зависимость в челядинстве.
Договор Олега с греками позволил ему «дать, хотя и негативный, ответ на вопрос об источниках челяди в начале X в.» Ответ следующий: «Источником челяди как категории несвободного населения являлся не плен. Тех, кто стал несвободным через плен, называли „полонянниками". Такое происхождение челяди, которую продавали в Константинополе, отражает глубинные процессы социальной и имущественной дифференциации, происходящей в восточнославянском обществе того времени».' Неизвестно, о каком «происхождении челяди» идет речь.
Письменные памятники XI-XII вв. свидетельствуют, по М. Б. Свердлову, «о тяжелом юридическом положении челяди, но о формах эксплуатации труда челяди в хозяйстве господина, о ее характере (рабовладельческом или феодальном) источники молчат». Вместе с тем оказывается, что челядь уже в XII в. — это зависимые от феодала люди, степень зависимости которых с помощью имеющихся у исследователей источников выявить невозможно. Так что же все-таки не ясно М. Б. Свердлову: характер или степень зависимости челяди?